Стресс, кортизол и обучение. Что общего у иммунитета и адаптации
Комментарии под последними постами и обсуждения в чате показали, что люди стали бояться не только болеть (что можно понять), но и стресса как такового. Везде речь идет о “мягких методиках“, “без давления“ и с “любовью“.
Не дай бог, ребенок будет испытывать стресс принуждения или дисциплины. Надо дать ему “свободу личности“.
Беда только в том, что при таком “мягком“ образовании человек постепенно превращается в беспамятную “золотую рыбку“. Классические эксперименты с игрой в шахматы показывают, что перед выбором движения фигуры у человека появляется эмоциональный стресс. Причём он самому человеку мало заметен, но регистрируется приборами. Во время эмоционального стресса, возникающего при выборе хода или формировании новых навыков и поведенческих реакций, увеличивается содержание глюкокортикоидов. Глюкокортикоиды (глюкокортикостероиды) — стероидные гормоны, производимые корой надпочечников. У человека основным является кортизол.
Глюкокортикоиды и адреналин являются основными веществами, выделяемыми организмом в ответ на стресс, травмы, кровопотерю, шоковые состояния и готовят организм к сценарию «сражайся или беги».
Большие дозы глюкокортикоидов уменьшают содержание серотонина. А избыток серотонина тормозит синтез белков и снижает активность дофаминергической системы. Выделение кортизола снижает концентрацию серотонина и включает активность процессов, приводящих к формированию памяти. Есть и другие объяснения влияния кортизола на процессы памяти. Кортизол модулирует возбуждение центральной нервной системы и обеспечивает уверенный переход кратковременной памяти в долговременную.
Эмоции, неизбежно возникающие при решении любой новой задачи, с одной стороны приводят к увеличению активности. И это дорогостоящий
процесс оптимального способа адаптации. Без эмоций не будет решения. И без кортизола не будет устойчивого следа в памяти.
Роль стресс-синдрома в адаптации и в обучении именно в образовании и фиксации в долговременной памяти оптимальных и удачных способов адаптации к сложной ситуации. И запоминания нового материала.
Чем больше опыт и адаптация, тем меньше стрессовых гормонов выделяет организм. У экипажей бомбардировщиков повышается выделение глюкокортикостероидов с мочой. Но по мере увеличения лётного стажа их выделяется все меньше. Так же и у монтажников при увеличении высоты, на которой приходится работать, с 4 до 24 метров выделение адреналина и кортизола вырастает в 2-3 раза. Но по мере увеличения рабочего стажа гормонов требуется все меньше. Каждый может вспомнить как потели ладони и сердце выскакивало из груди в начале обучении вождению автомобиля.
И как по мере увеличения стажа эти симптомы стресса исчезали. Плохо и тогда, когда выделение кортизола совсем исчезает. Это случается у стареющих водителей, которые "уверены" в своём опыте. Именно такие люди, у которых нет выделения кортизола и адреналина перед поездкой, попадают в странные аварии.
Что будет с детьми, которых держат на мягких подушечках и берегут от стресса?
При любом существенном для организма изменении возникает стресс-синдром. Жить без стресса не удаётся никому.
Кортизол и адреналин мобилизуют
энергетические возможности организма. У шахматиста на поиск правильного хода, у человека ночью на фантазирование мифических опасностей, у верующего в химтрейлы обостряется зрение и они видят чёрные точки, падающие из облаков.
Школьник, решающий сложную задачу, тоже испытывает стресс. Увеличивается сердечный выброс, мобилизуется гликогенный запас печени, подготавливаются процессы преобразования аминокислот в глюкозу.
Организм услужливо готовит тело к работе. Это генерализованная реакция всего организма.
Проблема такой мобилизации в том, что ресурсы распределяются неравномерно. Во время стресса кровь подаётся в мозг и мышцы, но не в органы
пищеварения. Что отражает поговорка "сытое брюхо к учению глухо". Когда кровь после плотного обеда прибыла к кишечнику и желудку, нужен экстремальный стресс, чтобы ее оттуда выгнать. Потому все учителя замечают, что после большой перемены, где дети плотно покушали, урок не задается.
Как и после урока физкультуры, когда кровь еще не успела выйти из работающих мышц и начать обеспечивать новую уже образовательную стресс-реакцию. Катаболический эффект кортизола состоит в том, что в тканях активируется распад белка и в крови возрастает количество свободных аминокислот. И дериватов так же разрушающегося коллагена. Весь этот набор не только обеспечивает энергетическую готовность к усилиям, но и будоражит, дает лёгкое эндогенное наркотическое опьянение. На него хорошо подсаживаются посетители спортзалов.
Почему-то с образованием этот процесс не у всех так хорошо работает.
Но в любом случае кислород и питание при стрессе попадают туда, где будет формироваться память о случившемся. Именно память обеспечивает долговременную адаптацию.
При первых взрывах бомб, когда совершенно непонятно, что делать и куда бежать, у человека возникает запредельный стресс. Постепенно формируется адаптация. И, как рассказывали, теперь люди могут, рассчитав время, спокойно идти в укрытие со стаканчиком кофе. Именно так организм снижает действие стресса. Когда появляется рабочая программа и чёткая последовательность действий. Говоря научным языком - формируется системный структурный след. И этот след не только в мозге, но и во всем организме. Реакция адаптации есть не только у живого с нервной системой, но и утех, у кого нервная система еще не предусмотрена в базовых настройках. Есть два уровня памяти - донервный или элементарный. Это то, что называют памятью соединительной ткани. И высший уровень памяти.
Они друг друга не отменяют. И у человека тоже есть эти два уровня памяти. Долговременный след должен сформироваться не только в коре головного мозга, но и в соединительной ткани.
А если соединительная ткань слаба и процессы формирования памяти в ее коллоидах нарушены? То мы получаем весь набор проблем людей с
соединительнотканной дисплазией. "При ДСТ наблюдаются не только изменения структуры и функции соединительнотканной основы систем и
органов, но и функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной систем. Уже в детском возрасте у лиц с ДСТ в 94,9% наблюдаются изменения со стороны центральной нервной системы. В связи с этим психологическая адаптация детей с ДСТ к обучению в школе проходит недостаточно успешно".
И это не только и не столько потому, что мозгу них какой-то неправильный. Это потому, что донервные процессы в физико-химически изменённой соединительной ткани искажены. Именно этим объясняется улучшение психо- эмоционального состояния у спортсменов - наступает
порядок в соединительной ткани после курса тиксотренинга душем Алексеева.
Донервная соединительнотканная память обеспечивает формирование и сохранение структурных следов, влияющих на гомеостаз, на самый базовый уровень организма. А нервная память нужна тогда, когда нужно запоминать воздействия, индифферентные в целом для организма. Например, запоминать таблицу умножения.
Основой хорошей адаптации является ПАМЯТЬ. Есть нарушения памяти - организм начинает функционировать с ошибками, ведь каждый раз он решает новую задачу, истощая постепенно адаптационный резерв.
Отсюда важность качественного обучения детей. Чем больше у них будет навыков и чем лучше будут усвоены основные знания физики, химии,
математики. Чем больше будет опыт разного социального взаимодействия, тем меньше будет стресс в дальнейшем. Если ребенка держать на
мягкой подушке и лишать возможности формировать память, то стрессы, с которыми он будет встречаться позже, могут стать разрушительными. Здесь точно так же, как с памятью иммунной системы. Два года полного разрыва взаимодействия с патогенами (люди сидели дома и не обменивались ими) привели не только к тому, что ослабла иммунная система. Но и к тому, что нарушились интеллектуальные возможности детей. Ведь память работает в
комплексе.
#стресс #кортизол #адреналин #обучение #память #школа #опасность
-
Сколько человеку нужно спать?
1 неделя назад
-
Фитоэстрогены, борьба с демографическим кризисом в 20 веке и почему с травками надо быть осторожными
2 месяца назад
-
Чем отличается мужчины и женщины, как невзгоды передаются в памяти поколений
2 месяца назад
-
Тучные клетки и последствия стресса. Где находится «психосоматика»?
2 месяца назад
-
Кто придумал инопланетян? Гипноз и алкоголизм повышает внушаемость
3 месяца назад
- 40 Форумы
- 1,334 Темы
- 1,607 Сообщений
- 2 В сети
- 323 Участники