Торт Анна Павлова, сакральный смысл еды и баночек с БАД и разумное питание крестьянина – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

Торт Анна Павлова, сакральный смысл еды и баночек с БАД и разумное питание крестьянина

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
433 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1549
Администратор
Тема начата
 
301523981 596300218695211 8867697409005152504 n
В московских кондитерских есть торт "Анна Павлова". Сейчас это просто десерт. И мало кто помнит о том, что у него есть длинная и даже конфликтная история. 
Торт-безе со свежими фруктами - вылитая балетная пачка русской балерины Анны Павловой - напоминает о грандиозном культурном событии - ее гастролях в Тихоокеанском регионе в 1926 году, которое захотелось таким образом увековечить.
Потом Новая Зеландия и Австралия поссорились, они решали, кто придумал этот торт. В феврале 1999 года Национальный музей Новой Зеландии создал самый большой торта «Павлова». Этот экземпляр длиной 45 м был назван «Павзилла» (по аналогии с Годзиллой).
Однако уже в марте 2005 года студенты Восточного института технологии Новой Зеландии приготовили «Павконг» длиной 64м (по аналогии с Кинг-Конгом). То, что для некоторых просто “кондитерка“, для других национальный символ. И для третьих -материал для культурных игр.
Есть языковые знаки, которые создаются и потом уже начинают управлять человеком. Но, выходя за границы группы, в которой они были созданы, они теряют свое значение.

Маца для неевреев это просто пресная лепёшка. А торт Павлова - просто “угли“. Современные представления рассматривают еду как компонент здорового образа жизни. Причём “здоровый образ жизни" это некая абстракция или цветок папоротника, который нужно найти.
А нутрициологи, оказывается, мнят себя “проводниками"“ к этому цветку.

 

Еда всегда была политическим рычагом воздействия (не сейчас это появилось) и социальным маркёром положения человека в обществе. Как любят блогеры выкладывать еду, недоступную для большинства людей, на странички.
Люди стали забывать свои культурные образцы. Они заменились семенами чиа и маслом гхи.
Многие полезные блюда забылись совершенно. Например, говяжий порошок.
Пища - это жизненная потребность. Почему вдруг стали вспоминать охотников-собирателей и прочую палеолиту в мире, где люди имеют скороварки, пастеризацию и множество способов заготовки еды?
Культура человека - это и культура обработки пищи.

 

Люди, создавая новые агротехники и продукты питания, проявляют свою изобретательность. Когда к власти пришел Наполеон, Франция начала вести бесконечные войны, а для армий нужны были не только боеприпасы, но и продовольствие, причем в огромных количествах.
Наполеон объявил, что человека, который найдет способ надолго сохранять пищу свежей, ждет награда в 12 000 франков.
Французский повар герцога Цвейбрюккенского Франсуа Никола Аппер (1752-1841), не имея еще представления о жизни микроорганизмов, 14 лет
проводил испытания технологий, позволяющих избавить готовые блюда от «самозаражения», нагревая их и герметично закупоривая. Так он изобрёл консервы и стали возможны и большие войны, и большие путешествия. Людей могли кормить в голод, могли снаряжаться большие научные экспедиции.

 

Ещё раз о сакральных ценностных смыслах культуры питания. Вера как ценность - это специфическое отношение людей с богом, окружающим миром, другими людьми и самими собой. Веру имеют все, но крайности веры доводят до фанатизма все зависимости от воззрений. Именно в религии чаще всего можно наблюдать опредмечивание сакральных ценностных смыслов в виде символов.
Рассматривать старинные картины нужно со справочником, это не просто натюрморты. Продукты питания хорошо подходят для опредмечивания сакральных смыслов. Зерно обретает смысл ритуального очищения, а также воскрешения, начала новой жизни. Зерно в разных культурах сыпали на дно ямы на месте будущей могилы, очищая землю, а также разбрасывали зерна в родовых культовых местах, угощая богов и духа-хозяина места.

 

Пищевая аскеза ставит перед собой цель очищения духа.
Эта цель ясно обозначена в произведении И. С. Шмелева «Лето Господне» в главе про начало Великого поста, где ребенку объяснили, зачем вообще нужен пост: «Теперь уж „душа начнется", а Горкин вчера рассказывал, - „душу готовить надо". Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться». Сказать точно, сколько людей в Московии и Российской империи соблюдали посты невозможно. Петр 1 попытался вести такой учёт. Сохранился отчёт одного священника от февраля 1721 года. Согласно ему в Великий пост 1720 года из 1042 прихожан постились около 60%. Больше сведений статистики нет. Есть только уверения историков в том, что “наш народ постился рьяно".

 

Был проведён Н. Н. Зарубиной опрос о мотивации держать Великий пост у современных россиян: наряду с объяснением соблюдения поста необходимостью духовного очищения, укрепления веры путем самоограничения: «Я не только не вкушаю скоромное, но и отказываюсь от своих
любимых блюд, даже если они разрешены, чтобы не доставлять себе удовольствие» (женщина, 49 лет). Часто встречаются и мотивации
«тренировки воли»: «Пост - это самоограничение. Если другие могут „продержаться", то и я тоже смогу» (женщина, 34 года), а также люди преследуют цель через пост поправить здоровье и очистить организм. Ни одна из этих мотиваций не связана с ценностями культуры. И «детоксикации» ЖКТ, и азартно- соревновательные цели на испытание «силы воли» превращают сакральное действие в модный челлендж.

 
 
Формальное соблюдение религиозных запретов создавало лазейки.
Об этом писал Массимо Монтанари в книге «Голод и изобилие». В средневековой Франции свежевыловленная рыба (в отличие от обработанной) считалась роскошью и богатством: «Рыба не насыщает, это - «легкая» еда, именно поэтому постная, которой могут в полной мере наслаждаться лишь те, кому ежедневно не угрожает голод». Автор приводит слова Пьера Абеляра, который не видел смысла «в отказе от мяса, если таковой заставляет „предаваться" рыбным изыскам, еще более редким и дорогим». Современный отказ от “молочки“ и “глютена” приводит к употреблению множества видов ультрапереработанных продуктов в баночках с красивыми названиями для “"преодоления дефицитов". И эти баночки уже могут приобрести сакральное значение.
 
 
Ведь в яблоке уже нет того, что было. Я всем очень рекомендую прочитать «Письма из деревни» Александра Энгельгарда. Это настоящая русская классика, не Лев Толстой. Он первым создал "крестьянскую нутрициологию". Крестьяне различают пищу прочную и лёгкую с множеством градаций. “"Жить можно и на лёгкой пище, например грибы, молоко, огородина, но для того, чтобы работать, надо потреблять пищу прочную. А при тяжелых работах самую прочную, такую чтобы поевши, бросало на пойло, как выражаются мужики, прочной пищей считается такая, которая содержит много питательных, но трудно перевариваемых веществ, которые перевариваются медленно, долго остаются в кишке, не скоро выпоражниваются, потому что раз кишка пуста, работать тяжёлую работу нельзя и необходимо снова подъесть".
 
 
“Мужик главное значение придаёт жиру. Солонины, говядины или свинины в щи кладётся немного - лишь бы только навару (жиру) было побольше, если говядина не жирна, к ней прибавляют свиного сала“. "Работающие люди не придают значения мясу как питательному веществу. Водку, например, предпочитают мясу во всех отношениях. Однако тот же рабочий человек не согласится заменить молочную кислоту нормальной пищи (щи из кислой капусты) водкой, не согласится заменить водкой жир или гречневую кашу". Водка не средство одурманивания, а пищевой продукт для лучшей работоспособности. Энгельгард определяет питание крестьянина как бедное по ассортименту и дешёвое, но крайне рациональное, так как оно
предназначено для получения энергии для работы мышц. Питание интеллигенции предназначено для питания мозга.
 
 
 
А у привилегированных слоев питание - это еще и развлечение. Если крестьянина кормить таким “развлечением", то никакую работу он выполнять не сможет. Это все к теме про то, какие тёмные тогда были люди. А сейчас вдруг стали просветлёнными. Зимой крестьянин лежал на печке, дремлющий человек меньше расходует энергии. В страду крестьянин питался как в праздник, приходилось работать до изнеможения.
“К концу уборки худели, старели, а некоторые скорее походили на тени". Крестьянин регулировал питание в точном соответствии потребностям в энергии. А затраты энергии рассчитывал для проведения работ. Это была разумная и эволюционно отточенная стратегия.
Сейчас люди ищут какую-то абстрактную “правильную диету".
 
 
#нутрициолог #правильноепитание #торт #физиология
 
Размещено : 27.08.2022 19:24
Поделиться:
Прокрутить наверх