О Сергее Рачинском, основателе нового метода образования. Кто перевёл Дарвина и чью библиотеку уничтожили: Попробуйте решить задачку для крестьянских детей – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

О Сергее Рачинском, основателе нового метода образования. Кто перевёл Дарвина и чью библиотеку уничтожили: Попробуйте решить задачку для крестьянских детей

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
228 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1549
Администратор
Тема начата
 

 

t1WkqGDjQL8

Меня периодически атакуют люди, считающие себя православными, которые с ехидцей заявляют - “неужели вы верите в эволюцию по Дарвину". Понятно, что спрашивать этих людей про то, кто первый в Российской империи перевёл книгу Дарвина, совершенно бессмысленно. У них своя картина мира в голове.
Первым перевёл эти книгу на русский язык Сергей Александрович Рачинский (1833-1902). Он был другом Константина Победоносцева,
считающегося ретроградом, жёстким церковником и реакционером. Именно то, что Рачинский был его другом, сделало невозможным упоминание этого великого человека в СССР. Усадьба Рачинского была разгромлена и вся его библиотека уничтожена. 
Его книга “Сельская школа“ вышла только в 1991 году. Но при этом почти каждый человек знает, как выглядит Сергей Рачинский. На заглавном
слайде картина «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» — картина русского художника Н.П. Богданова-Бельского (1868—1945), написанная в 1895 году. На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить в уме. Попробуйте его решить и подумайте, почему крестьянские дети его решали.

 

Могут ли современные школьники решать задачи из сборника Рачинского?
Сергей Рачинский родился в дворянской семье. 
Его мать - сестра поэта Е. Баратынского. Сергей выбрал гражданскую службу, не военную. Он поступил на естественный факультет Московского
университета. 3 года после окончания прослужил, вышел в отставку и продолжил образование за
границей. Причём занимался тем, что тогда в РИ было не очень популярно - цветоводством. Но позже заинтересовался проблемами педагогики. Отец, Александр Антонович, в военной службе был дружен с Дельвигом, общался с декабристами. По выходе в отставку (майором) он поселился в Татево, где открыл школу для крестьянских детей. Попечителями и первыми учителями в ней были старший брат и сестра Сергея - Владимир и Варвара Рачинские.
 
 
С. Рачинский почти сразу сделал вывод о том, что «воспитание должно быть глубоко индивидуальным, всякое искусственное насилие не может принести действительной пользы, единственный нравственный способ ограничения личности есть самоограничение, и ему нужно учить детей для их блага и блага общества». В 1858 г., возвратившись в Россию и защитив магистерскую диссертацию, С. Рачинский возглавляет кафедру ботаники в Московском университете. Тогда же и переводит книгу Дарвина.
Потом он подаёт в отставку, когда случились революциннные настроения в Московском университете. Его события напугали, он сумел увидеть те последствия, к которым все это приведёт. Поэтому он решил, вполне разумно, что воспитывать детей надо как можно раньше.
 
 
По мнению С. Рачинского, во многом такое революционное положение вещей сложилось из-за не слишком удачных образовательных реформ 60-х годов. Хочешь критиковать - сделай сам. Вот он и сделал школу, написал ее обоснование и вывел три “компетенции”, которыми должны владеть выпускники. «Вотъ что представляется мне достижимыми при четырехлетнемъ курсе учения: 1. Умение говорить безъ ошибочныхъ местныхъ оборотовъ и речений. Это умение достигается благодаря постоянному внеклассном общении учениковъ съ учителемъ въ нашей сельской школе, если только этотъ учитель самъ говорить правильно по русски, чего нельзя сказать даже о всехъ воспитанниках учительскихъ семинарий, но что составляет преимущество учителей духовного происхождения, даже не прошедшихъ черезъ духовную семинарию.
 
 
Крестьянина, прошедшаго четыре зимы въ хорошей школе, тотчас можно отличить по более правильному его говору.
2.Умение читать съ полными пониманиемъ доступную по содержанию прозу и стихотворения Пушкинского пер!ода.
З. Умение написать при должномъ внимании безъ ошибокъ противъ русская языка и правописания то, что бываешь нужно писать въ крестьянскомъ
быту: родственное письмо, прошение, условие. » Раньше любили презрительно говорить про трёхлетнее "церковно-приходское" образование.
Но люди, получившие такое образование, могли работать бухгалтерами и разбираться в том, что написано, куда лучше, чем выпускники советской
школы. Их учили ПОНИМАТЬ написанное. И учили считать в уме, так обмануть банковской рекламой было сложнее. Проценты по кредиту выпускник
сельской школы мог посчитать быстрее. 
 
 
Тест РISА выпускник школы Рачинского наверняка успешно прошёл бы. Часто бывавший у него в гостях публицист Н. Энгельгардт отмечал в своих очерках, что «церковный элемент в идеале школы Рачинского растворялся в элементе более широком - художественно-эстетическом. То есть педагог в своей школе старался развивать художественные, эстетические чувства народной души. В сущности, С.А. Рачинский стоял за то, чтобы школа всецело не находилась во власти духовенства, а учителя из крестьян, обновив духовное сословие свежими силами, более успешно и самостоятельно решали роковой и грозный вопрос народного образования». Таким образом, по мнению Н. Энгельгардта, это был «взгляд оригинальный и явно чуждый клерикальности». Сергей Рачинский развивал в своих учениках Понимание, а не церковность.
 
 
С. Рачинский интересно формулировал сословную цель народных школ, заявляя, что задача школы 60-х гг. «сделать из ребенка человека абсолютно непонятна родителям наших школьных детей; стремление же школы сделать из детей добрых христиан - это всякому понятно и любезно». Каждая женщина поймёт, что ребенка надо отправить в школу, потому что он Псалтырь красиво прочитает. Когда в сторис были картины Богданова-Бельского, несколько человек написали, что он просто был сыном богатого человека и он ему обеспечил такую успешную жизнь. Нет, он был просто крестьянином. Из школы Рачинского вышло много замечательных людей. Мир был таков, но его стёрли с лица земли.
Вместе с библиотекой. Сегодня мне совершенно некогда писать длинный пост.
 
Продолжение завтра. А пока попробуйте в уме решить задачку.
 
zmZS6lCMbI0
Gd0xHPAHovI
AaHhemX4M U
 
Размещено : 01.08.2022 20:38
Поделиться:
Прокрутить наверх