ИСТОРИЯ ДЕТСКИХ САДОВ И ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

ИСТОРИЯ ДЕТСКИХ САДОВ И ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
586 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1554
Администратор
Тема начата
 
137253923 857139565086256 6500890137325795548 n
 
Продолжение про детский сад. Люди вспоминают про еду и праздники, но мало кто задумывается о новых и реальных опасностях детского сада.
Сначала расскажу о создательнице первой методики воспитания в детских садах Аделаиду Симонович. В еврейской семье Бергман, крещеной в лютеранство, родилось три дочери.
Старшая сестра Софья просто вышла замуж. Средняя и младшая хотели большего. И добились.
Младшая Валентина Бергман стала первой в Росси женщиной-композитором. Вышла замуж за Александра Серова. Александр Серов написал три оперы «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила». Последнюю смогла дописать после его смерти. Союз двух композиторов привёл к рождению сына-художника Валентина Серова.
Средняя сестра Аделаида закончила 5 классов гимназии, потом сдала экзамен на право работать домашней учительницей. Путь к высшему образованию окончательно ей закрыл Университетский устав, по которому «особам женского пола не дозволяется посещать университетские лекции». Вместе с мужем Яковом Симоновичем они уезжают в Швейцарию, в надежде получить образование и создать школу для детей эмигрантов. Там Аделаида прослушала курс лекций племянницы Фридриха Фрёбеля. А семья попала под очарование Герцена, который убедил их вернуться в Россию, потому что «страна нуждается в молодых и честных людях».

В 1863 году вместе с мужем открыла в Петербурге первый в истории России профессиональный платный детский сад и начала издавать журнал «Детский сад». В 1869 году её первый детский сад закрылся из-за финансовых проблем. В 1870—1876 годах Аделаида Семёновна руководила детским садом в Тифлисе. В 1886 году она основала в школе Тверской губернии первые детские ясли. Аделаида Симонович держала художественную школу, в которой преподавали её племянник Валентин Серов и зять Владимир Дервиз.

 
У Аделаиды и Якова было 6 собственных детей и одна приемная дочь, которая вышла за Валентина Серова. Сын Николай был химиком и бактериологом. Еще при жизни матери (она умерла в 1933 году) он был обвинён в хищении на Новолипецкого металлургическом комбинате (выносил из лаборатории собственное оборудование), был приговорён к ссылке. Дочь Нина — художница, одна из основателей детского кукольного театра Петрушка. Дочь Мария вышла замуж за французского психиатра Соломона Львова, была французским скульптором. Она изображена на портрете Серова «Девушка, освещённая солнцем». Мать Нобелевского лауреата Андре Львова. Именно он выдвинул в 30—е годы гипотезу о вирусной природе рака. Вирусы могут так же располагаться в клетках человеческого организма, как частицы бактериофага в бактериальных клетках.
 
Начав свою педагогическую деятельность как горячая сторонница идей Фридриха Фрёбепя, Симоновичи начали ее критиковать и перерабатывать концепции. Главное, против чего они протестовали - механистичность. « Механизированного системой Фребеля ребенка весьма легко узнать: он механически выкладывает разные Фигуры, не понимая смысла этих Фигур; попросите такого ребенка нарисовать вам что-нибудь, он тотчас нарисует очень хорошо ему знакомую из системы фигуру, и каждый раз он рисует одни и те же фигуры, у него не развиты мысль и Фантазия. Игры такого ребенка бессмысленны для него, он их не понимает, а играет, потому что ему показывали, как играть; он бегает, радуется тоже механически, потому что ему показали, как радуются. В жизни такие дети не будут способны к самостоятельному труду...». Именно этого боялся в детских садах Николай Пирогов — выращивания винтиков, которые выучены бессмысленно делать одну общую работу. И именно это настигло советские детские сады, где детей натаскивали на скоростное съедание еды и одинаковое вырезание.
 
«Со времени появления «фребелевской системы» люди стали очень легко смотреть на воспитателя. Вести механические занятия «по методе Фребеля» все одно, что быть воспитателем; девицы, изучающие одну только «методу Фребеля» и придерживающиеся ее буквально, - называются воспитательницами, между тем как занятия есть суть не что иное, как 1/10 доля того, что надо знать воспитательнице» «мы стоим за занятия детских садов, но мы хотим, чтобы занятиями всегда руководило лицо, стоящее против системы вообще и против механизации детей и всего рода человеческого».
Аделаида Симонович видела несколько причин создания дошкольных учреждений. Первая - это ясли, они нужны тем женщинам, которые вынуждены бросать детей на попечение дряхлым старухам и девочкам.
«Кто видЪлъ дЪтей бізднаго населенія въ ихъ трущобахъ, «на днъ», тот никогда не забудете этой позорной для двадцатого века картины». Поэтому она включается в общее движение по созданию ясель. Но оно не идёт, потому что нет специалистов, это лишь частные инициативы местных благотворителей.
 
Вторая причина, которую видит Симонович, - это необходимость помочь женщине заниматься тем, что ей интересно. «Мать получить возможность выбирать работу по своим наклонностям и не будет пристегнуто насильственно к делу воспитания вопреки темпераменту и способностям, а ребенок с малых лет сделается общественником, а не исключительным эгоистом». Женщине надо помочь выжить и помочь жить по сделанному свободно выбору. Если женщина хочет заниматься наукой или преподавать, она не должна страдать о того, что вынуждена заниматься круглосуточно ребёнком. Сейчас, в самоизоляционное время, женщины практически перестали заниматься своими диссертациями, им сложно вести лекции по zооm. Потому что они вынужденно стали домашними учительницами и воспитательницами, оказавшись запертыми с детьми дома.
 
«Дитя— мог и волшебник: сидя в углу своей детской, он видит золотые нити, переплетающиеся дивными узорами, он слышит музыку там, где нет ее. Он волнуется, как будто все это происходит, на самом деле. Дитя — самый деятельный работник во всем мире: целый день он движется, строит, режет, лепит, рисует, красит, клеит‚—словом, видоизменяет попавший ему в руки материал. Дитя — общественник: начиная с четырёх лет, дети стремятся играть вместе. Это врожденное стремление детей хорошо известно родителям и воспитателям. Человек издревле жил не в одиночку, с обществом. Дитя — тонкий наблюдатель, и не только превосходно подражает внешней стороне дела, но схватывает также внутреннюю его сторону, и к удивлению, а иногда неудовольствию взрослых, преподносит им как бы зеркало их повседневной жизни, в котором отражаются не одни только благородные чувства. Дитя любит слушать рассказы до степени забвения всего окружающего. Дитя любит животных, цветы и камни; оно еще чувствует свое единство со всей остальной природой».
«Некоторые дети мешают ходьбе, разговору или пению. Есть дети, которые никак не могут сосредоточиться на одном каком-нибудь предмете или разговоре. Иные дети никак не могут ходить за другими, а всегда выходят из ряда, потому, что или забываются, или засматриваются в сторону, или просто хотят мешать порядку. Иной во время пения начнет кричать или толкать нарочно других, чтобы те кричали. Такие случаи встречаются в особенности часто во вновь открываемых садах, где дети еще не приучены к порядку. В подобных случаях не следует терять спокойствия духа. Раздражение не только не помогает делу, но, напротив, вызывает еще больше детей на шум и желание дразнить старших. Окрик со стороны воспитательницы убеждает ребенка в ее бессилии и в его собственной силе. Гораздо лучше поступить так: если ребенок толкнул другого, сказать: «Дети, посмотрите, Саша толкается»—и больше ничего. Не делается никакого выговора ребенку толкавшему.
Ребенок уже понимает, что его поступок не одобряется».
 
«Иной раз говорят: «Дети, Н. нам мешает, И. кричит, мне и вам, я думаю, это неприятно». Подобный прием со стороны воспитательницы, наблюдающей, но не карающей, высказывающей впечатление, или чувство, но не рассуждение, ведёт самым скорым и самым положительным образом к разумному дисциплинированию детей детского сада. У подобной воспитательницы внимание всех детей будет сосредоточено на тот или другой предмет, когда она этого потребует». «Первым делом, когда малютки входят в комнату, они кричат: «А у меня новые сапоги» или: «А у меня новая рубашка». Няни, приводящие детей, говорят им: «Что же ты не здороваешься, какой невежа!» Но это так неестественно для маленьких детей, не понимающих смысла здороваться и прощанья, что мы всегда говорим няне: «Ничего, не надо»; и иногда только поцелуешь ребенка, иногда нет; вообще дети, я заметила, не любят целоваться».
 
Детский сад нужен для удовлетворения потребности ребенка в игре, в манипулировании различными предметами. То количество предметов (кубиков, бумаги и пр.), которое нужно активному ребёнку, сложно держать в обычном доме. Именно в игре должна проходить подготовка к школе. В садике дети получают больше простора для движения, чем в малогабаритной квартире, где шведскую стенку поставить негде. Садик с повышенным шумом, большим количеством разных детей в одной комнате — это, несомненно, стресс. Поэтому у воспитателя две задачи: обучать в игре и создавать атмосферу, стресс не увеличивающую и кортизол не повышающую. Если ребенок начал повторять одно и то же, это значит, что ему требуется успокоиться. Для этого Симоновичи предлагали отдельные комнаты, куда может уйти ребенок от избыточного общения. Проблема детского сада — это подражание. Если в группе 80% здоровых и активных детей, а 20% диспластиков, то диспластики дотянутся до здоровых, как Мишель Лермонтов. Если наоборот, то здоровые будут подражать диспластикам и новые привычки, например, двигаться косолапо, с трудом можно будет искоренить.
 
Для того, что бы оценить и развить движения, в саду Симоновичей использовалось хождение детей в цепочку с совершением разнообразных движений, имитирующих животных, рабочую деятельность человека. Шеренгу ставили не по росту, а по здоровью. Впереди тех детей, кто шёл наиболее ловко и красиво. При внезапном изменений поведения ребенка, стиля его движений необходимо проследить за его окружением. Важно давать ребёнку обратную связь по методике Симоновичей. Этот ребенок шепелявит, у этого ребенка болит рука, поэтому он ее так держит. Родители часто протестуют против особенного ребенка в группе. Объяснить причину своего протеста не могут, но на самом деле опасаются, что их ребенок будет повторять неправильные движения. Не будет, если обращать внимание ребенка на движения вообще. «Дети, посмотрите, Саша толкается, помогите Саше объяснить то, что он хочет сказать». «Дети, посмотрите, у Маши болит рука и ей сложно, надо помочь». В методике Симоновичей можно найти указания для работы в новых обстоятельствах, в которых особенных детей много.
 
 
Размещено : 30.01.2021 11:40
Поделиться:
Прокрутить наверх