Пост о том, что недостаточно уметь читать, надо уметь понимать прочитанное. Как отстают российские школьники и почему? – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

Пост о том, что недостаточно уметь читать, надо уметь понимать прочитанное. Как отстают российские школьники и почему?

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
625 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1558
Администратор
Тема начата
 
DwxTNsxckvs
Почему ребёнок не читает? Этот вопрос часто волнует современных родителей. Некоторые любят вспоминать, как они в детстве читали запоем, с фонариком под одеялом. А вот сейчас детям книги не нужны. Те, кто вырос в самой «читающей» стране, приобрели мнение об абсолютной ценности чтения вообще и детского в частности.
Родители считают, что чтение исчезает. Но чтение не ценность само по себе. Можно, например, читать Донцову или еще какую-то макулатуру типа любовных романов или историй про великих бойцов из спецназа.
Для родителей читающий ребёнок - это надежда на лучшее развитие и лучшую карьеру. Но обычно родители забывают, что читающие дети как правило появляются в семьях, где читают сами родители и имеют дома много книг.
Чтение когда-то разделяло мир детства и мир взрослых. Научаясь читать, ребёнок становился взрослым. Нейл Постман высказывает идею о том, что в настоящий момент понятие детства находится на грани исчезновения: «В отличие от младенчества, детство является скорее социальной категорией, чем биологической. Наши гены не несут информации о том, кого считать ребенком, а кого не считать». 
 
 
Научая маленьких детей чтению раньше времени, мы не улучшаем их, а отбираем тот этап, на котором дети должны развиваться как дети. «Исчезновение детства» имеет двоякую природу: с одной стороны, мир детства становится все более и более «взрослым», с другой стороны — сам взрослый мир переживает процесс инфантилизации.
В раннем средневековье взрослый, но неграмотный крестьянин почти не отличался от ребенка: «Живя в мире устного творчества, в одной социальной среде с взрослыми, средневековый ребенок имел доступ ко всем формам поведения. Семилетний мальчик в средние века был мужчиной в полном смысле этого слова»,—отмечает Н. Постман. И средневековые рисунки взрослых мало чем отличаются от обычных рисунков детей, что не мешает
современным «исследователям тайн» искать в них глубокий смысл.

 
С начала 16 века взрослым считается не столько человек, достигший определенного возраста, сколько умеющий читать, способный мыслить, принимать самостоятельные решения, подниматься на достаточно высокий уровень абстракции.
Расцветом концепции детства можно считать период с 18 века по тридцатые годы 20 века. В этот период различия между детьми и взрослыми в Европе были наиболее очевидны. Для детей был закрыт доступ к целому ряду сфер жизни, таким, как политика, экономика, секс, религия, философия и другие, причем уже не по причине их неграмотности, а по инициативе взрослых, которые уже открыли значение взрослости как некой привилегированности, возможности рассуждать, высказывать собственное мнение. Подобное разделение сфер жизни на взрослую и детскую повлекло за собой и чисто внешние проявления: возникли специфические «детские» модели поведения, речь, одежда, пища, игры, стихи и песни.

 
Но сейчас границы снова стали размываться, начался возврат в средневековье. Взрослые смотрят телевизор и читают сказки. А ребенка делают взрослым тогда, когда это удобно родителям.
Телевидение сыграло решающую роль в исчезновении детства. Телевизионная культура дала обществу новый тип мышления, который Нейл Постман назвал «взрослый ребенок». Когда телевизор (ютуб, тикток) оттеснили литературу и печатную прессу к периферии культуры и заняли центральное положение, стали цениться другие человеческие качества и отношения. К определению взрослости стали предъявляться заниженные требования.

 
Если верить миру телевидения и Инстаграм, то есть всего три возраста: с одной стороны младенчество, с другой— дряхлость, все, что посередине, можно назвать «взрослым ребенком».
«Девушка, девушка... бабушка умерла».
Люди, которые видят непосредственно картинки, видеоизображение на экране, реагируют не аналитически, а эмоционально. И в этом смысле эти люди без возраста: они и не дети, и не взрослые.
Для доказательства этого положения Н. Постман приводит многочисленные примеры того, как телевизионная культура способствует инфантилизации общества. «По телевизору часто показывают рекламу, в которой участвуют две женщины, играющие роли матери и дочери.
Зрители вынуждены решать нелегкую задачу, угадывая, кто же мать, а кто дочь, притом, что обеим актрисам не более тридцати лет, и обе более или менее взаимозаменяемы».

 
Изменилась и политика. В результате под давлением телевидения политические оценки людей базируются только на эмоциональном доверии имиджу, а не на том, что политик говорит. По мнению Постмана, «люди не соглашаются и не полемизируют с политиками, они только любят их или не любят». Реклама не приводит аргументов, чтобы убедить, она использует визуальные образы. Подобный язык очень эмоционален, следовательно, реклама не поддается логическому осмыслению, неопровержима, и, разумеется, она не обращается к разумной взрослой оценке. Главное, что сделал телевизор
- убил абстрактное, сделав все конкретным. Очень сложно стало писать посты - под каждым стоит вопль о конкретности: «Сколько же вешать в граммах».
Ребёнок хочет конкретных инструкций, ему не нужно рассуждать и анализировать. Картинки, истории и инструкции — естественная форма познания мира для детей, абстрактные и обобщающие суждения — для взрослых.

 
Выход из этой ситуации интуитивно видят в чтении. Надо читать больше. Но все намного сложнее. Читать недостаточно. Да, читая, ребенок погружается в воображаемый мир, он представляет себе те обстоятельства, в которых оказался герой, он идентифицирует себя с этим героем. Он видит себя
действующим и испытывает сильные чувства, он задумывается, особенно когда начинает читать какие-то аналитические тексты. Когда ребёнок смотрит фильм, додумывать приходится намного меньше. И ещё меньше приходится телезрителю анализировать тот контент, который ему подаётся в вечерних новостях. Есть этап в обучения чтению — первый примерно до 9 лет, потом год-два — это переходный период, и примерно с 10-11 лет начинается чтение для обучения.
Детские стишки и сказки осваиваются на первом этапе. На переходном чтение должно стать легким как дыхание, которое мы не замечаем. Если оно таким не стало, обучение будет затруднено.
Россия занимает лидирующие места по грамотности чтения, скорости и понимания слов. В 2006 году мы были на 1 месте. Вроде бы есть чем гордиться?

 
Но ещё в 2000 году появилось исследование понимания прочитанного. Исследование РISA 15-летних детей. Там измеряются разные типы грамотности.
По грамотности чтения мы находимся ниже середины.
То есть российские 15-летние школьники читают значительно хуже большинства выборки. Период обучения чтению в России лучший в мире, а период, когда чтение должно стать умением, хуже, чем в среднем в мире. В РФ дети должны выучить такой объем материала, что тексты, с которыми они работают в школе, абсолютно выверены. С этими текстами нельзя ничего сделать: их нельзя анализировать, о них нельзя раздумывать. Это
абсолютная истина в последней инстанции. Детям просто неинтересно. Это даже не дореволюционная гимназия, это выхолощенные пустые сведения. Чтение не провоцирует размышление, чтение не провоцирует думание. Надо только усвоить сказанное. И это проблема не современной России, а традиции СССР. От образования был отрезан огромный кусок, людей не учили сравнивать и сопоставлять мнения. Только «партия наш рулевой».

 
В результате низкие результаты теста РISA держатся с 2000 года. Хуже всего то, что в исследовании участвуют лучшие школы, которые сравниваются со средними в других странах. Если взять учеников из Пензы, например, мы точно попадём вниз списка.
Результаты исследования показывают страшное - дети плохо понимают смысл прочитанного. РISA не проверяет знания. Исследование проверяет то, как
15-летние могут использовать знания, демонстрируя понимание того, что они выучили.
В тесте на естественно-научную грамотность подросткам предлагалось показать, что они знают о беге в жаркую погоду. Надо было проложить пеший маршрут через Сахару, рассчитать необходимое количество воды на день, если известны температура воздуха, даны показатели потери воды при различных температурах и темпе движения и так далее. В других тестах нужно было оценивать выгоду различных типов ипотечного кредитования, рассчитывать сложные проценты и принимать стратегические решения, оперируя знаниями сразу в нескольких областях.

 
По суммарным данным за 2000-2015 годы, лучшее среднее образование дают в Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе же в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.
Граждане РФ привыкли считать российское образование одним из лучших в мире, поэтому результаты РISA не афишируют: россияне оказались в третьем десятке стран по умению применять теоретические знания на практике. 
С 2000-го в рейтингах РISA Россия занимает места около 30-го: выше — по математике, чуть ниже — по чтению, и еще ниже — по естественно-научной грамотности. Правда, в исследовании РISA в 2015 году по финансовой грамотности Россия стала 4-й в мире.
Но в этом году РФ не будет в системе оценки. Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова считает, что учителя в большинстве своем не расстроятся. «Отношение к тестам РISA скептическое. Для большинства российских школьников в возрасте 15 лет они слишком сложные и
оторванные от российских реалий»,— говорит она.
«Так все-таки пост для чего?», - спросили под предыдущим постом. Действительно, зачем нужен пост, если в нем нет практических рекомендаций?

 
 
 
#чтение #грамотность #взрослость #инфантильность #ребенок
 
 
Размещено : 17.07.2022 16:40
Поделиться:
Прокрутить наверх