“Зловещая долина” и восприятие роботов, инстадив и особенных людей – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

"Зловещая долина" и восприятие роботов, инстадив и особенных людей

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
147 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1547
Администратор
Тема начата
 
mesenrealism image 14 07 2021 (10)

 

 
Наши тела - это не результат «слепой игры в кости», в которых можно искать недостатки, а продукт долгой истории рода. Тело - это и история и задача. Мы его можем сделать хуже, а можем лучше. И делаем это не для себя, а для своих детей. И видим в своём теле не просто набор «противных» гадостей: прыщей, веснушек, бугорков, клубков вен, а все, что создавали предки. Губа Габсбургов и нос Бурбонов - это то, чем они гордились: а не то, что считали отвратительным. Курносость или оттопыренные уши являются признаками рода, принадлежности в группе. А люди сейчас готовы считать в своём теле отвратительным то, что не соответствует мертвой картинке в Инстаграм. Безжалостно резать и править родовые носы и подбородки не ради улучшения дыхания или глотания, а чтобы быть похожим на «образец». Но для создания этого образца используются фильтры и фотошопы. В результате формируется отстранение от собственного тела, негладкого и не мертвого.
По этому образцу делают роботов и героев компьютерных игр, фотошопы знаменитостей. А женщины всеми силами «дотягиваются» до них.
Люди любят дихотомии - здоровый-больной, ухоженный-не ухоженный. Но на самом деле дихотомия только одна: люди любят своё тело или не любят. И это видно сразу, это является основой харизмы и привлекательности. Когда ненормативно выглядящая женщина без признаков особенного ухода собирает вокруг себя толпу поклонников только потому, что она любит своё тело и транслирует эту любовь вокруг. А робот, какой бы он не был нормативно «идеальный», вызывает эффект «зловещей долины».
Современная культура приводит к тому, что тело теряет индивидуальные характеристики и даже признаки жизни. Мертвые лица спокойны, расслаблены и неподвижны. И непривлекательны. Жертвы прикидываются мертвыми, чтобы их не трогали хищники. Как на фотографиях в Инстаграм. Людей приучают постепенно к мертвым лицам, странным лицам, вычурным движениям, лицам в маске.
 
Пост про страх клоунов, людей, на лицах которых нарисована маска, уже был. Но ещё больший ужас внушают роботы или манекены, которые похожи на людей, но не люди. Считается, что первого дал Фипон Александрийский. Он сконструировал девушку, которая наливает вино и разбавляет его водой. Может быть, это была такая же легенда, как древнегреческий миф о том, что бог Гефест сделал критскому царю Миносу гигантского бронзового человека по имени Талос, который охранял Крит. Герон Александрийский (10 - 70 г. н.э.) создал первый вендинговый аппарат - дозатор святой воды, сколько монеток бросишь, столько водички выльется. Но лица у него не было. Позже часовщики начали делать машины с лицами: рисующих и пишущих мальчиков. Анри Малларде создал такой автоматон, который в процессе рисования останавливается, поднимает голову и мгновение смотрит куда-то вдаль, словно думая, что бы нарисовать следующим. Затем он опускает голову, и рука продолжает двигаться. Создаётся иллюзия «человечности». Вроде бы все знают, что это творение рук человека, но откуда брался ужас перед этими изобретениями?
 
Особенно отвратительно выглядела говорящая машина Евфония, созданная в 19 веке австрийским изобретателем Йозефом Фабером и выставленная в 1845 году в Филадельфия и в 1846 году в Лондоне в Египетском зале. Нажимая клавиши на клавиатуре, человек-оператор создавал звуки, которые надували сильфон, что заставляло механический рот открываться, механический язык поднимался, а механические челюсти двигались. Собственно, это было первым синтезатором речи. Фабер строил грандиозные планы в отношении «Эвфонии» — например, он мечтал, чтобы систему использовали для озвучивания текстов телеграмм или ее ставили в домах для чтения книг. После смерти изобретателя машина досталась его племяннику, тоже Иосифу Фаберу. Будучи механиком по профессии, он внес в её конструкцию ряд технических усовершенствований и продолжил работу дяди, демонстрируя систему в разных европейских странах. Приезжал он и в Россию — в 1883 году «говорящую голову» показывали в Казанском университете. Но Фаберу-младшему также не удалось вызвать большого интереса к системе. Говорящая голова вызывала эффект «зловещей долины». Термин ввёл инженер-робототехник Масахиро Мори в 1970 году. Он опирался на работы немецкого психиатра Эроса Йенча «0 психологии сверхъестественного».
 
Сверхъестественное помещает нас «в область, где мы не умеем отличать плохое от хорошего, удовольствие от неудовольствия», в результате чего появляется непреодолимое беспокойство. Когда робот настолько приближается к человеку, что различение теряется, появляется ощущение не только беспокойства, но и панического ужаса. Когда мы смотрим на лицо известной с детства актрисы, сделавшей слишком много пластических коррекцией, мы чувствует то же самое - беспокойство и ужас. Когда мы звоним В банк и разговариваем с роботом, то появляется странное раздражение, чем меньше робот похож на человека, тем это раздражение меньше. Исходная гипотеза Мори гласит, что когда робот выглядит более человечным, эмоциональная реакция человеко- наблюдателя на робота будет становиться позитивной, но до какого—то, пока неизвестного предела, после которого реакция станет противоположной и сильной - отвращение. То есть на точке соприкосновения робота и человека создаётся провал - «зловещая долина» сверхъестественного.
 
Робот, который является «почти человеком», рассматривается человеком как «странный». Есть много объяснений - почему так происходит. Автоматическая оценка происходит при взгляде на «беспокоящего» робота и вызывает отвращение из-за активации древнего когнитивного механизма. Мышка не вступает в близкие отношения с больным партнером. Больные летучие мышки удаляются в дальние пещеры не только по эпидемиологическим соображениям, но и потому, что изменившееся поведение может вызывать агрессию. Этот бессознательный механизм активируется, чтобы предотвратить выбор партнера с низкой фертильностью, плохим гормональным здоровьем или неэффективной иммунной системой. Видимые черты внешности и поведения дают информацию о поведении, которое можно предсказать. Приближение внешности робота к человеку, но без характерной мимики, вызывает подсознательный страх смерти - неподвижно то, что лежит в гробу. Механизм, похожий на человека и с механической внутренней частью, тоже вызывает человеческий подсознательной страх, заставляя подозревать, что и человек тоже механизм.
 
Собственно, это идея не нова, человека часто рассматривали как машину со «стимул- реакция», и сейчас хотят от него добиться такого поведения. Клетку тоже рассматривают как машину. Поскольку большинство андроидов являются копиями реальных людей, они являются двойниками и иногда вызывают страх быть замененными ими на работе, в отношениях и так далее. Особенно эти страхи были актуализированными во время шока от овечки Долли. Недостаточная плавность движений андроида может раздражать, потому что заставляет человека бояться потери контроля над телом. Чем меньше робот похож на человека, тем меньше этот страх. В «зловещую долину» попадают не только работы‚ но и женщины с избыточной пластикой и макияжем. И, к сожалению, особенные дети.
 
Преодолеть отстраненное и настороженное отношение к таким детям невозможно не только по культурным особенностям. Мамы детей с особенностями очень обижаются на окружающих, демонстрирующих реакции агрессии и отвращения. Это тоже «зловещая долина». Человек смотрит на иное и испытывает те же чувства, что и при взгляде на робота Софию. Беспокоящие стимулы, предположительно, активируют когнитивный механизм, который первоначально развился, чтобы останавливать заражение новой инфекцией, вызывая неприятную реакцию. «Чем больше человек кажется человеком, тем сильнее отвращение к его дефектам, потому что дефекты внешности и поведения указывают на болезнь, увеличивают вероятность заражения болезнями, вызванными бактериями, вирусами или другими паразитами.
 
Этот страх увеличивается с увеличением генетического сходства». То есть смотреть на искаженную селекционерами собаку нам даже приятно - отсюда появление уродливых собачек, которые вызывают ощущение приятности и заботу. Обычная дворняга не так привлекательна, как хрюкающий пекинес. Если кто-то выглядит достаточно нечеловечески, его человеческие характеристики будут замечательными, вызывающими сочувствие. Однако, если кто-то выглядит почти человеческим, это все меняет. Робот, попадающий в «зловещую долину», больше не оценивается по стандартам робота, выполняющего работу, в которой он притворяется человеком, а вместо этого оценивается по стандартам человека. Поэтому кричат на робота как на человека, отчетливо зная, что это робот. Знание теории «зловещей долины» необходимо создателям мультфильмов. Поэтому у персонажей появляются тоненькие ножки, огромные глаза. Необходимо сделать так, что бы персонаж, изображая человека, был меньше похож на человека. Никто не может предсказать, какого персонажа в мультфильме испугается ребёнок. Кто- то может бояться «Ежика в тумане», кто-то даже Мальвину. Чем более непохожие на человека персонажи используются в мультике, тем меньше страха.
 
Феномен зловещей долины ярко описал Тургенев в рассказе «Живые мощи», когда главный герой, от лица которого ведется повествование, встретил женщину, пораженную тяжелой болезнью (в тексте не сказано, какой именно, но, судя по симптомам, это болезнь Аддисона — патология надпочечников): «я приблизился — и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать — только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, — но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нем, по металлическим его щекам, я вижу — силится... силится и не может расплыться улыбка ». И что общего у ребёнка-аутиста, робота Софии и отфотошопленного лица - сваливание в долину.
 
Когда смотрим на некую модель в журнале или Инстаграм, которая изначально всё же живая, то внезапно обнаруживается, что от живого в ней меньше, в компьютерной героине Рыбу, кожа не просто идеальна, а выглажена до потери объёма, как следствие, черты лица сложнее идентифицируются, как и линии тела. Сейчас всех пытаются затолкать в эту долину, надеясь, что таким образом она растворится и люди привыкнут. Некоторые не верят в ее существование, одним из аргументов служит то, что только запуганные американцы боятся клоунов, а бывшие советские люди их любят. Влияет выданная установка. Электроника же не боялись советские дети, почему будут бояться робота Софии? Так же достаточно обвинить окружающих в некультурности и они будут хорошо относиться к особенным детям. Это же так просто. Но, увы, не просто. И найти выход пока неизвестно как.
#робот #фотошоп #особенность #страх #сверхъестественное #восприятие #жизнь
 
Размещено : 14.07.2021 18:41
Поделиться:
Прокрутить наверх