История жизни Н.А. Кабанова и в чем он видел источник народного здоровья – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

История жизни Н.А. Кабанова и в чем он видел источник народного здоровья

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
306 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1556
Администратор
Тема начата
 
mesenrealism image 14 07 2021

 

 
Автор книги о роли наследственности в развитии внутренних болезней был не только врачом, но и общественным деятелем. Поколения жителей и выходцев из СССР верили в то, что «справедливый» общественный строй принесли большевики. Просто они не знали, как большевики сломали то, что создавали поколения русских людей. К счастью, не все книги были уничтожены. Небольшую работу Николая Александровича Кабанова можно сейчас найти в интернете, ее не смогли уничтожить. Она называется «О местном самоуправлении», издана в Ростове-на-Дону в мае 1917 года. Сейчас люди совершенно утратили представление о своей роли в управлении. Каждый спасается сам по себе, стараясь обмануть государство. Люди занимаются своим здоровьем каждый как может, восстанавливая «жёлчный» и ликвидируя дефициты с помощью баночек с зарубежных сайтов. Только как это поможет при испорченном промышленностью и лесными пожарами воздухе?
Николай Кабанов родился в семье сельского учителя в 1864 году. Закончил с отличием физико-математический (1886) и медицинский (1893) факультеты Московского Императорского Университета. Свою бунтарскую сущность сын сельского учителя проявил ещё в студенческие годы, за что попал на два месяца в Бутырскую тюрьму.

Работал в должности приват-доцента в Госпитальной терапевтической клинике Московского университета вплоть до 1911 года. В этом году случилось «дело Кассо».

Министр просвещения Л.А. Кассо выпустил циркуляр, который запрещал проведение собраний в университете, вменял в обязанность ректорам препятствовать проникновению в университет посторонних лиц и сообщать в полицию о предполагаемых сходках протестующих.

 
Ректор, проректор и помощник ректора сразу же заявили, что в таких условиях работать не могут. И их немедленно уволили с запретом заниматься преподаванием. К концу семестра Московский университет покинуло около трети преподавательского состава — 130 человек. Часть ушла в университет Шанявского. Альфонс Леонович Шанявский — генерал русской армии, колонизатор Дальнего Востока, впоследствии — сибирский золотопромышленник, завещал всё своё состояние на создание университета, открытого для всех, независимо от пола, вероисповедания и политической благонадежности. «Главной его мечтой всегда было все свои средства оставить на такое высшее учреждение, где могли бы свободно, без требования аттестатов зрелости и пр. учиться и мужчины и женщины, и русские и нерусские, одним словом, все, кто учиться желает». (Л. А. Шанявская).
 
Н.А. Кабанов ушёл преподавать на московских Высших Педагогических курсов им. Тихомирова (1911 - 1918), профессор терапевтической клиники и декан факультета Екатеринославского университета (Днепр), а также ректор Высшего Екатеринославского Педагогического Института (1918 - 1922), До отъезда в Украину он вёл врачебную практику. Считается, что среди его пациентов были мать и сестры Ульяновы, которых он, по бедности их, пользовал бесплатно. В дальнейшем это помогло ему сохранить за собой две комнаты в квартире на Никитском бульваре и, возможно, уберегло от репрессий. Еще до событий 1911 года он организовал на общественных началах и возглавил издание научно—популярных брошюр для широких слоев населения о правах граждан, народовластии, государственном устройстве, земельном законодательстве, национальном вопросе, самоопределении народов и пр.
 
Он был крайне активен как общественный деятель, ещё успевал заниматься языком эсперанто, в промежутках между написанием книг не только для врачей, включая учебник анатомии, но и для людей без медицинского образования - «Очерки по физиологии здорового и больного человеческого организма». Написал около 150 трудов по медицине. Основой научного мировоззрения Кабанова был взгляд на организм как на единое целое, то есть заболевание того или иного органа является лишь местным проявлением заболевания всего организма. Им была разработана неоднократно переиздававшаяся методика клинического исследования больного, включавшая обстоятельный расспрос пациента с учётом наследственности и условий жизни. Был женат на Марии Дмитриевне Положенцевой. Основал династию ученых и врачей.
 
Точнее, из четырёх детей трое стали учёными, а дочь Ольга повторила подвиг героини 1812 года кавалерист-девицы Надежды Дуровой. В 16 лет, скрыв свой пол, она под именем Олега Кабанова поступила в армию добровольцем. В одном из боев было ранена в щеку пулей навылет, но эвакуироваться в тыл отказалась. Операция ей была сделана в полевом лазарете, после чего она осталась в строю. Во время Гражданской войны вновь добровольцем отправилась воевать в Добровольческую Армию; в 1920 году вместе с армией Врангеля эвакуируется из Крыма. В эмиграции Ольга Николаевна жила в Югославии, где все еще под именем Олега училась на медицинском факультете. Лишь в середине 1920— х годов Ольга открылась своему боевому другу П.Н. Завадскому, и вскоре после этого они были обвенчаны в Белграде. У неё родилась дочь, которая стала журналисткой в США.
 
Одним из оппонентов докторской диссертации сына Николая Александровича Александра Николаевича было выдающийся биохимик Лина Соломоновна Штерн, директор Института физиологии АН СССР. В 1948 году попала в опалу и всем было ясно, что готовится её арест. Немногие решались на её публичную защиту. После заседания к ней подошел А. Н. Кабанов и демонстративно пожал ей руку. «Что Вы делаете, Саша? — воскликнула она. — Меня только что объявили бешеной, а собаку объявляют бешеной, когда её хотят убить!» Через несколько недель Штерн действительно арестовали по делу Еврейского антифашистского комитета. Однако, её не убили, единственную из 15 членов этого комитета, а отправили в лагеря и ссылку.
 
Николай Александрович вернулся в Москву из Днепропетровска и с 1922 по 1930 год руководил факультетской терапевтической клиникой 2-го Московского государственного университета. Тогда же организовал мастерские по изготовлению наглядных пособий, которые сам возглавил. Умер в 1942 году в эвакуации в Казани, где и похоронен. Его книгу о здоровом и больном организме давно забыли. А зря. Из книги про самоуправление: «Образование народа —первейшее условие его благосостояния; деньги, затраченные на образование народа, никогда не пропадут даром; и когда весь народ будет достаточно образованным, тогда исчезнуть в стране и нищета и голодовки, и эпидемии, исчезнут всякая кабала и всякие самоуправство, так как тогда всякий сумеет защитить себя. Вот почему во всех странах люди, власть имущие, так боятся образования народа, так стараются, чтобы в народных школах учили поменьше, чтобы учение школьное продолжалось не долго, чтобы не всякие книжки попадали народу, а в особенности, чтобы не попадали те книжки, которые говорят про возможность лучшей жизни и про то, как этого достигнуть». Из книги про физиологию. «Будничная серая жизнь, отсутствие развлечений и вообще отсутствие таких восприятий и впечатлений, которые поднимали бы настроение духа, гибельно действуют на нервную систему, резко понижают ее жизнедеятельность и вместе с тем резко понижают ее сопротивляемость различным вредным влияниям».
 
Невозможно «спасти» себя, построив погреб и забив его полезными бадами. «При современных системах образования в мозгу мало образуется понятий с богатым содержанием; и самые способы обучения (мало наглядности, простое зазубривание) ведут к тому, что представления и понятия не складываются в мозгу на основании обширного материала непосредственно воспринятых явлений окружающего мира, а воспринимаются в готовом виде, нередко прямо в качестве простых словеснослуховых образов с бедным содержанием. А такой запас представлений и понятий является плохим материалом для правильного мышления, для правильных суждений, и тем самым воспитанники современной школы заранее обрекаются на скудное умственное существование».
 
Правильное и достаточное функционирование отдельных органов является одним из важных условий хорошего настроения духа - между прочим огромное значение в этом отношении имеют достаточные мышечные движения. Сюда же надо отнести и влияние свежего воздуха, света, различных возбуждающих воздействий на кожу (обливания, купанья). Наконец, деятельный образ жизни, физический и умственный труд, не утомительный‚ осмысленный, разнообразный; занятия общественной деятельностью, развлечения и удовольствия, не истощающие. И более высшего порядка, занятия искусствами в виде ли работы или развлечения, созерцание красоты природы и вообще всяческое общение с природой, широкое общение с людьми, удовлетворенная потребность любить в широком смысле этого слова являются наиболее важными условиями хороших и сильных душевных настроений, а следовательно и наиболее важными условиями правильной и достаточно интенсивной жизнедеятельности всего организма, взятого в целом, наиболее важным ‚,источником жизни" в широком смысле этого слова.
 
 
#историямедицины #самоуправление #образование #физиология #народноездоровье #источник жизни
 
Размещено : 14.07.2021 18:16
Поделиться:
Прокрутить наверх