Последний пост о закаливании, рассуждения из 19 века: стоит ли “закалять” ледяной водой золотошвейку? – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

Последний пост о закаливании, рассуждения из 19 века: стоит ли "закалять" ледяной водой золотошвейку?

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
187 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1555
Администратор
Тема начата
 
mesenrealism image 2021 10 13 1 (1)

 

 
В этом посте я перескажу книги профессора Рубнера «Закаливание организма» 1904 года и уже называвшуюся книгу В.Гориневского о закаливании.

Все знают историю, как правители, опасаясь быть отравленными, принимали постоянно небольшие порции популярных ядов. Так они «закаляли» свой организм в надежде на спасение. Закаливание - это не только воздействие холода для выработки противостояния простуде. Это привычка к раздражителям. И у неё есть свои плюсы и минусы. Вряд ли монарший организм был рад постоянному притравливанию. Так же привыкают к никотину и алкоголю. Организм не рад, но хозяин организма получает Релакс или другие бонусы. Ну и заодно их никто не отравит алкоголем.
Чересчур резкий свет или звук крайне неприятны. Но привычка-закаливание притупляет остроту. Городские дети легко переносят шум, но теряют способность различать тихие звуки.

«Альпийские проводники, напримѣръ, очень легко переносятъ ослѣпительный блескъ снѣжныхъ вершинъ, въ то время какъ туристы шагу не могутъ ступить безъ темныхъ цвѣтныхъ очковъ. Далѣе, первые пушечные выстрѣлы обыкновенно производятъ очень болѣзненное и непріятное ощущение въ
слуховомъ аппаратѣ у лицъ, стоящихъ у самыхъ орудій; впослѣдствіи, однако, ухо до такой степени привыкаетъ къ колоссальному сотрясенію воздуха, вызывае­мому артиллерійскими залпами, что люди не только не страдают отъ нихъ, но умудряются даже засыпать подъ непрерывный грохотъ пушекъ».
Вот и для артиллериста, в большей степени даже, чем для ребёнка города, тихие звуки становятся неразличимыми. Получается, что закаливание к одному раздражителю, лишает других способностей.
Казалось бы, зачем артиллеристу прослушивание Баха? Ему нужны способности для его работы. Но вот с акушерками все было сложнее. Когда-то стирали женщины, а не стиральные машины. Причем белье вываривали, использовали очень горячую воду.

 
«Прачки и банщики, имѣющіе дѣло съ горячей водой, дѣлаются очень мало впечатлительными къ разницомъ вь температуръ воды, и, въ то время, когда всякий внимательный человѣкъ довольно вѣрно опредѣляетъ измѣненія въ температуръ на градусъ и даже менѣе, лица с притупленною чувствительностью дѣлаютъ въ этомъ отношении постоянныя и грубыя ошибки». Особенно опасно было, когда женщины с кожей рук, привычной к горячей воде, ухаживали за детьми.Для лучшей безопасности существовало требование проверять воду для ванн ребёнка не пальцами, а локтем. «Бывали примѣры, что акушерки, приготовлявшие первую ванну младенцам, погружали ихъ в воду до того горячую, что вызывали у новорожденныхъ различные нервные припадки; уличённые въ небрежности оправдывали себя тем, что температура воды, измѣряемая съ помощью простого ощущенія локтемъ, казалась имъ умѣренной, не высокой. Такія ошибки происходили вообще очень часто, когда употребление термометра было еще очень мало распространено».
 
Трудно представить, чтобы прачка могла заниматься вышивкой. для тонкой работы руки, привычные к высоким нагрузкам, не подходят. Золотошвеек «закаляли » иначе. Золотое шитье появилось во II веке до н.э. на северо- западе Малой Азии. В Древнюю Русь изделия с золотым шитьем были завезены из Византии в 10 веке. И очень быстро появились свои мастерицы, которые не только копировали византийские работы‚ но и создавали свои узоры. «Люди, привыкшие къ работъ, вызывающей грубыя осязательныя и мышечные ощущенія, не въ состояніи справитьея съ работой, требующей болѣе отчетливой и тонкой дифференцировки этихъ ощущений». Ещё интереснее другое наблюдение: «Точно также человѣкъ может постепенно привыкнуть къ дѣйствію сильныхъ электрическихъ таковъ, которые у непривычныхъ людей вызываютъ крайне тягостное сотрясение всего организма».
 
Сейчас мы живем в электромагнитном смоге. Электромагнитный смог - загрязнение среды обитания человека неионизирующими излучениями от устройств использующих, передающих и генерирующих электромагнитную энергию, возникшее из-за несовершенства техники и/или нерационального её применения. Когда-то от электрического освещения в комнате падали в обморок. Сейчас, скорее, упадём, если его не будет долго. Электромагнитное излучение повсюду: его создают бытовые электроприборы и офисная техника, мобильные телефоны и беспроводной интернет. Особенно резко напряженность полей возрастает вблизи линий электропередач, радио - и телестанций, в метрополитене. и это плюс к постоянно появляющимся магнитным бурям. Но у современного человека возникла уже такая же закалённостью тела, как у калмыка, ночующего в дождь раздетым под тарантасом. Как его кожа задубела и перестала реагировать на охлаждение, так и организм современного человека перестал реагировать на электромагнитный смог, в котором тот калмык бы почувствовал недомогание.
 
Но «закаливание» по неизменной традиции продолжают относить только к воздействию холода для «избавления от простуды». действительно, постоянно болеющий ребёнок утомляет родителей и хочется сделать что-нибудь, чтобы он меньше болел.дать таблетки или начать обливать холодной водой. Желание понятное, вот только героизм и принцип «побольше» приводят к плохим результатам. «Когда говорятъ о пользъ закапиванія, у насъ любят ссылаться на крестьянское население, как на наиболѣе выносливее и наиболѣе физически развитое. для сравнения берутся въ сущности двъ крайности: съ одной стороны, имѣется в виду городской житель, в высшей степени изнеженный человек, боящійся простуды, и почти совсѣмъ отказавшійся отъ естественных средствъ самозащиты и никогда не упражняющій свои природные силы; съ другой стороны, въ примѣръ ставится наш русскій крестьянин, благодаря низкой культуръ лишенный самыхъ необходимыхъ искусственных средствъ защиты своего тѣла отъ вліяній климата, т.-е. не имѣющый достаточно сохраняющей тепло одежды и жилища и, кромъ того, нерѣдко голодающій.
 
Несмотря но эти невыгодныя стороны существования, съ точки зрізнія физического здоровья преимуществами пользуется, какъ будто бы крестьянинъ. Однако, тотъ, кто при сравненіи имѣетъ въ виду не единичные случаи, ничего не доказывающие, а взглянетъ на вопросъ шире, тотъ придеть къ заключению, что въ общемъ крестьянское населеніе, дѣйствительно гораздо выносливЬе, хотя нельзя сказать, чтобы оно было здоровѣе. Физическое здоровье опредѣляется совокупностью всізхъ физических силъ, а не наличностью тѣхъ, которые віь борьбъ за существованіе хотя и пріобрѣтаютъ большую ценность, но не свидѣтельствуютъ о высоком развитии индивидуума, хотя бы въ одномъ физичеекомъ отношении. Сильные руки, способные поднимать большія тяжести, не говорять еще въ пользу того, что у обладателя ихъ такія же сильныя легкія, здоровый желудокъ, сильное сердце и правильно функціонирующій мозг. В понятіе же о здоровье должно входить гармоническое развитіе органовъ и совершенно правильная ихъ дѣятельность.
 
Если требуемой гармонии нѣтъ— здоровье неполное! Такимъ неполнымъ здоровьемъ отличаются всѣ тѣ‚ которые не экономно затрачивают массу силъ на пріобрътеніе слишкомъ односторонних способностей тѣла. Итакъ, многіе факты убіэждаютъ нас, что непреднамеренное закаливаніе, вовлекающее организмъ въ отчаянную борьбу съ внешними условіями, въ частности с суровым климатом, при недостаточности искусственных средствъ самозащиты, кладетъ на организмъ, какъ бы, печать этой борьбы; люди, подверженные этимъ неблагопріятнымъ условіямъ существования, въ большинствъ случаевъ, малорослы, тщедушны и не проявляютъ ни въ чемъ какихъ либо особенныхъ сил. Умственные, нравственные и физическія способности у нихъ не успѣваютъ развернуться. Про такихъ людей мы можемъ сказать,что они вышли закаленными, но недоразвитыми во многихъ отношениях; у нихъ послушная, чрезвычайно выносливая кожа, они предохранены отъ простуды, но и только. Чрезвычайно выносливая кожа не гарантируетъ еще общаго здоровья, какъ не гарантирует его до крайности растяжимый желудокъ обжоры, способный переваривать камни, или мускулистые руки гимнаста, подымающаго огромныя тяжести.
 
Всякое закаливание, в основе которого лежит затрата живых сил на преодоление внешних препятствий, какие бы практические результаты оно не давало, не заслуживает подражания. Количество пищи, которое человѣкъ въ состояніи переварить и усвоить, имѣетъ свои положенныя границы, а, слѣдовательно, ограничен и тот матеріалъ, который, циркулируя по тѣлу въ усвоенномъ видів, идетъ на образованіе тепла и на построеніе тѣла. Если потери тепла, вслѣдствіе неблагоприятных условій жизни, очень значительны, усвоенный пищевой мотеріалъ начинает усиленно сгорать въ тѣлѣ, и тотъ остатокъ его, который превращается въ ткани тѣла, становится все меньше и меньше. Въ образовательномъ матеріалъ тѣла будетъ чувствоваться сильнъйшій недостатокъ, который повлечетъ за собою дурныя послѣдствія: молодой организмъ перестаетъ расти, а у взрослого обнаружатся истощеніе и упадокъ силъ; словом, все человѣческое существо остается въ физическомъ отношении недоразвитымъ, а, слѣдовательно, несовершенным.
 
Лица, не принимающiя въ соображеніе вышеприведенныя данные, очень увлекаются нѣкторыми результатами такого непреднамѣреннаго закаливания». Не надо думать, что от холодового « закаливающего» воздействия кто-то « похудеет». Нет, не похудеет, просто в теле будет больше «мертвой» ткани. Например, метаболически неактивного жира, на обновление которого у организма не будет оставаться сил. И речь даже не о подкожном жире, а о жире, который появится для защиты от переохлаждения почек. Вот ещё ряд выводов. «Сущность простуды до сихъ поръ не вполнѣ выяснена. Извѣстно только, что организмъ, температура которого упала на одинъ-два градуса ниже нормы (37 °), приобретает большую наклонность къ инфекціоннымъ заболѣваніямъ, потому что способность его успѣшно бороться съ болъзнетворными микробами значительно ослабѣваетъ». Это наблюдение 19 века вполне подтверждено современными исследованиями активности иммунных клеток. Желание человека сбить температуру до кажущейся сейчас «нормальной», до 36,6 градусов, увеличивает тяжесть «простудной» болезни.
 
«Куры и голуби, например, при обыкновенныхъ условіяхъ совершенно невосприимчивы къ бацилламъ сибирской язвы, но легко заболѣваютъ этой болѣзнью, если только искусственно понизить нормальную температуру ихъ организма на нѣсколько градусовъ. Таким образомъ, охлажденіе тѣла очень ослабляетъ самозащиту его, благопріятствуя возникновенію инфекціонныхъ заболізваній». Крестьянин 19 века обладал способностью тратить много полученной из пищи энергии (он ее и добывал оттуда более эффективно) на поддержание температуры тела в 37 градусов. Любое другое усилие, например, умственное, могла быстро подорвать здоровье. Кто учился в вузах давно, могут вспомнить, сколько студентов отсеивалось на первом курсе. И вот ещё о загадочных технологиях 19 века. «По послѣднимъ исследованиям гигиенистов, наиболее гигіенична такъ называемая прохладная одежда, т.е. рыхлая шерстяная ткань для платья и смешанная бумажно-шерстяная ткань для бѣлья; подобное бѣлье слѣдуетъ носить лѣтомъ такимъ образомъ, чтобы бумажная сторона была обращена къ тѣлу, а зимой, наоборот, чтобы шерстяная сторона непосредственно прилегала къ кожѣ».
 
 
Размещено : 13.10.2021 22:48
Поделиться:
Прокрутить наверх