О чревовещателях, ворожеях и шаманах. Как они, используя звуковые иллюзии, дурачили и развлекали людей. И вы тоже можете – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

О чревовещателях, ворожеях и шаманах. Как они, используя звуковые иллюзии, дурачили и развлекали людей. И вы тоже можете

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
344 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1562
Администратор
Тема начата
 
lFokYa drUI

Удивительно, но в опросе сторис чуть больше половины из тех, кто отвечал, не знают, что такое чревовещание. А ведь есть еще те, кто просмотрел и ничего не ответил. Куда их относить - к знающим или не знающим?
Мир для человека всегда был полон звуков и разных невидимых сущностей. К сожалению, в школе не учат не то что антропологию, но и в курсе истории не пытаются даже изучать изменения самого человека - его представлений
и психологии. Частично эти знания должен давать курс религиоведения, который собирались вводить. Человек живет в своём теле и времени и крайне сложно представить, что раньше и люди были иными, а не только средства передвижения, например.
Как все атавизмы, старые представления частично остаются, создавая забавную смесь знания компьютерных технологий и примитивных гаданий.
Какие-то слова меняют свой смысл. Ворожей сейчас принято называть "богомерзкими“, но первичное слово - “мерьские“. Мерьские, мерянские - это название финнов. Галич Мерьский, значит, мерянский.

 

В послании новгородского архиерея Макария 1534 года есть описание картины шаманского камлания с чревовещанием, подражаниями крикам животных и птиц: „и есть же i ина зла волхования, яже здѣсъ в Велицѣй Росiи, тово убо звѣрски рыкати творятъ, якоже медвѣдь и волкъ и инъ, скотски всяко, и птичьими гласы и песьими мучитися, и чревесемъ расторгнутся отъ привязания къ тайнымъ удом»... ".
Оттуда идет представление о том, что ворожеи разговаривают "чревом".
Первое упоминание о чревовещании есть в халдейской книге предсказаний, написанной около четырех тысяч лет назад Саррукином Первым (он царствовал в Ассирии с 2000 до 1982 года до нашей эры).

 
 
К началу ХII века до н. э. на весь древний мир славилось святилище Аполлона в Дельфах, в Греции: перед этим храмом жрица-пифия предсказывала будущее. Она сидела на треножнике, установленном над ямой, из которой поднимался пар.
Считалось, что она якобы вызывала дух Аполлона, и не что иное, как его личное мнение изрекала с неподвижным ртом. 
В Древней Греции и Риме (не только на Востоке) чревовещатели не были редкостью. И так же, как и на Ближнем Востоке, все они считались предсказателями. Гиппократ, Платон (в трактате "Государство"), Аристофан жестоко насмехались над доверчивыми поклонниками этих предсказателей. 
 
 
Но представления о том, как они так могут дурачить людей, были странными. Похоже, что шаманы и пифии не торопились делиться секретами. И даже сжигаемые ведьмы не рассказывали - как это так у них получается. А, может быть, рассказывали, но им не верили.
Еще вышедшая в 1773 году немецкая энциклопедия "Универсаль-лексикон" объясняла: "Чревовещатель... направляет голос через гортань в обратном направлении, и он звучит через отверстие в животе". 
Первым чревовещателем, использовавшим свою способность говорить "вторым голосом" для великосветского развлечения, был австрийский барон фон Менген. Он же первым стал пользоваться куклой-старичком с двигающейся нижней челюстью.
 
 
В одном из своих писем (1770) подробно описал, каким образом ему удается говорить по- чревовещательски и как он согласовывает эту речь с движениями деревянного рта. Александр Ваттемар, французский артист, начал свои международные гастроли в 1844 году.
Врач по образованию разыгрывал целые пьесы, по большей части собственного сочинения.
Сочетая чревовещание с трансформацией (мгновенной сменой костюма и грима), он один исполнял по шесть-семь ролей в пьесе, мужчин и
женщин, говоривших различными голосами и молниеносно сменявших друг друге на сцене. Ваттерман дважды гастролировал в Российской
империи и вызвал восхищение у Пушкина. 
 
 
Родоначальник династии русских чревовещателей - Григорий Михайлович Донской (1865-1956). Он мог говорить различными голосами. 
В первое десятилетие нашего века в России появилось множество подражателей Донского.
После революции Донской выступал на фронтах Гражданской войны, потом в агитпоездах. В Великой Отечественной Войне 80-летнего патриарха эстрады не пускали выступать на фронт, но он все равно выступал в госпиталях. А его дочь Мария Григорьевна выступала на фронтах. 
Внучка Григория Донского продолжила традиции семьи. "Девушка с собачкой, бегло говорящей по- французски, - абсолютно сенсационный
аттракцион" - писала о ней парижская пресса. 
 
 
В принципе, любой человек может освоить чревовещание. Когда-то это было школьным развлечением. единственная тайна - артистизм.
Поскольку суеверных людей оставалось еще много, а советская власть с суевериями боролась, то во многих даже детских журналах описывалась техника. Из журнала “"Пионер" 1936 года: “— Это только кажется иногда, что голос чревовещателя исходит из глубины его тела. На самом деле он говорит, как и мы с вами, то-есть ртом, языком, — только не губами. Искусство его в том, что он, говоря, не делает ни одного движения губами, не шевелит ни одним мускулом лица. Когда он произносит слова, вы можете смотреть на него — и не заметить, что он говорит.
 
 
Поднесите свечку к его рту — пламя не дрогнет: настолько слабо выдыхает он воздух. А так как при этом он еще изменяет свой голос, то вы верите ему, будто слова доносятся откуда-нибудь из другого места, — что говорит кукла или нечто подобное. В этом весь секрет чревовещания.
— Не только в этом, — вставил пожилой человек из окружающей группы.
— Чревовещатель прибегает еще к разным уловкам, — продолжал он. — Он хитро направляет внимание зрителей туда, откуда будто-бы доносятся звуки, и одновременно отвлекает внимание от себя самого, чтобы вернее и удобнее скрыть истинного виновника... Вероятно, прорицания древних оракулов и тому подобные мнимые чудеса — проделки чревовещателей".
 
Для процесса чревовещания часто используются куклы, движения которых имитируют произношение слов, также чревовещатели разыгрывают диалог с куклой.
Существует несколько разновидностей чревовещания: Создание иллюзии, будто источник звука находится недалеко от чревовещателя, например кукла;
Создание иллюзии, что звук исходит от отдалённого от чревовещателя предмета (голос за сценой);
Приглушение голоса так, что кажется, будто голос доносится из замкнутого пространства, например коробки;
Имитация различных звуков без участия губ (например, крик животного или плач ребёнка)".
Руководство по изучению можно легко найти в Интернет.
 
Именно выразительная игра способна делать чревовещание искусством, а не просто техническим трюком. Артист перестраивает голосовой аппарат тренировкой гортани с голосовыми связками, зева, глотки и полости рта с языком и нёбом. Попробовать может любой человек и убедиться, что то, чем раньше пугали шаманы и развлекали эстрадные артисты - очень простое упражнение. А грамотно исполненная слуховая иллюзия работает на всех людях, как бы они ни старались от неё избавиться.
В отличие от традиционного представления о новорожденных, пассивно лежащих и плачущих, недавнее исследование показало ‚ что новорожденные начинают впитывать и настраиваться на специфику окружающего мира в течение нескольких часов, включая конкретные языки, на которых они будут говорить.
Продолжение завтра.

#шаман #колдун #голоса #чревовещание #обман

 
Размещено : 13.07.2022 17:03
Поделиться:
Прокрутить наверх