Нарастание числа диагностированных инсультов у детей и подростков по всему миру, про апоптоз, регенерацию и нейроны.
Инсульт наиболее вероятен при сосудистом синдроме ДСТ. И при системных поражениях
соединительной ткани. Расстройства мозгового кровотока обычно развиваются при артериитах, которые возникают вследствие васкулитов, красной волчанки, болезни Кавасаки. У подростков при антифосфолипидном синдроме. Антифосфолипидный синдром (АФС) — это комплекс нарушений, вызванных аутоиммунной реакцией к фосфолипидным структурам, присутствующим на клеточных мембранах. Проявлений много. Поражения кожи и мягких тканей представлены сетчатым ливедо, ладонной и подошвенной эритемой, трофическими язвами.
Инсульт становится осложнением менингитов и энцефалитов вирусного или бактериального происхождения. Пока редкие генетические причины включают гипергомоцистеинемию, дефицит протеинов C и S, мутацию V фактора Лейдена. Любые редкие раньше болезни сейчас становятся весьма распространенными. У подростков причинами нарушений кровотока в головном мозге могут быть гипертония, сахарный диабет, аритмии. Инсульты иногда возникают при тяжелом наркотическом опьянении.
Есть два типа инсульта. При геморрагическом инсульте происходит диапедезное кровоизлияние
(при длительной ишемии и дезорганизации сосудистых стенок) или одномоментный разрыв стенки сосуда, например, вызванный резким повышением артериального давления (в том числе и на уроке физкультуры). Дело в том, что у некоторых людей может быть нормальное артериальное давление, но оно может критически высоко повышаться при физической нагрузке. И никто пока не знает почему. Еще одной причиной может быть истончение в месте аневризмы. Напоминаю про сосудистый тип ДСТ.
При ишемическом инсульте симптомы вызваны снижением кровотока и гибелью нейронов. Выделяют 2 типичных механизма омертвения нервной ткани: некроз и апоптоз. Первый вариант преобладает в острейшей фазе заболевания в центре патологического очага, где кровоснабжение полностью отсутствует.
Апоптоз наблюдается в зоне ишемической полутени и в отделенных от некроза мозговых участках.
В организме взрослого человека в результате апоптоза погибает ежедневно порядка 50-70 миллиардов клеток. У ребёнка в возрасте от 8 до 14 лет число клеток, погибших путём апоптоза, приблизительно 20-30 миллиардов в день. Суммарная масса клеток, которые на протяжении 1 года жизни подвергаются разрушению, эквивалентна массе тела человека.
Это и есть механизм обновления. В головном мозге взрослых млекопитающих имеются клетки-предшественники нейронов. Они обнаружены не только в гиппокампе, обонятельной луковице, но и в неокортексе.
На протяжении всей взрослой жизни нейроны постоянно замещаются новыми клетками. Различные факторы модулируют нейрогенез — умственная и физическая активность, обогащение среды обитания, беременность и инсульт активируют его, тогда как дистресс и старение подавляют.
Синаптический прунинг (от англ.: pruning — обрезка) играет решающую роль в формировании «вторичного репертуара», т. е. в адаптивном моделировании функциональной нейронной сети. Мозг, восстанавливающийся после ишемии или другого повреждения, имеет общие черты с развивающимся мозгом. В период раннего онтогенеза мозг имеет относительно высокую плотность синапсов, которая уменьшается постепенно по мере взросления индивидуума.
У людей, например, синаптическая плотность при рождении примерно в 2 раза больше, чем в период полового созревания, а некоторые расстройства, такие как аутизм и шизофрения, связаны с нарушением процессов синаптического прунинга. Апоптоз, как «исполнитель» естественного отбора в функциональной нейронной гиперсети, является неотъемлемым компонентом восстановления утраченных функций после ишемического инсульта. И тут нельзя забывать то, что весь этот процесс не идет сам по себе, а протекает на поле, созданном соединительной тканью. Именно поэтому когда-то давно Юрий Прокопьевич Мотонин, врач-физиотерапевт, военный врач (один из первых врачей, кто изучал душ Алексеева) рекомендовал использовать его как можно раньше после инсульта.
Кто бы его слушал. Раньше были нужны «доказательные» исследования, теперь какие-то «превентивные». Знания физиологии уже не нужны.
Сложность инсульта у детей очевидна. Поэтому диагностика детских инсультов часто отсрочена во времени.
Инсульт имеет общемозговые симптомы и очаговые признаки. Первые более выражены при геморрагическом варианте, вторые — при ишемическом. Общемозговые проявления характеризуются тошнотой и рвотой, цефалгиями, нарушением сознания от легкого оглушения до комы. Они могут начаться внезапно: на фоне полного здоровья у ребенка начинает сильно болеть голова, он становится вялым и апатичным, после чего за считанные минуты теряет сознание.
Очаговые симптомы зависят от локализации поражения. Нарушения кровотока в средней мозговой артерии проявляются онемением и параличом туловища и конечностей с одной стороны. У детей перекашивается лицо, угол рта уходит вниз, губы на стороне поражения не двигаются. Характерны нарушения речевой функции, когда ребенок произносит неразборчивые звуки и возгласы, не может сказать простую фразу или предложение.
При поражении в бассейне передней церебральной артерии указанные симптомы осложняются максимально выраженной мышечной спастичностью, неспособностью ходить. Рука или нога могут быть неестественно согнуты.
При попытке их вернуть в нормальное положение родители ощущают непреодолимое сопротивление мышц. Зачастую возникает недержание мочи.
Неблагоприятные исходы инсульта связаны с двигательными и когнитивными расстройствами (60%), развитием детской инвалидности (51%) и трудностями в школьном обучении (15-20%). У 7-30% детей после перенесенного эпизода нарушения мозгового кровообращения формируется эпилепсия, 14% страдают от зрительных нарушений, 12% регулярно испытывают синкопальные состояния. Это внезапная кратковременная потеря сознания, которая сопровождается тотальной мышечной слабостью, снижением постурального тонуса (возможности поддержания тела в вертикальном положении).
Это состояние тяжелее, чем ортостатический обморок. В синкопальном состоянии человек может находиться до получаса, но в среднем не более 2–3 минут.
Клинические проявления инсульта у детей во многом аналогичны таковым у взрослых: мышечная слабость, нарушение чувствительности, речи, асимметрия лица; но диагностика инсульта на догоспитальном этапе значительно затруднена из-за часто неспецифической, «смазанной» клинической картины, которая может включать в себя разнообразные симптомы (головная боль, судороги, нарушение уровня сознания и другие), встречающиеся при широком спектре заболеваний не только центральной нервной системы, но и при болезнях других органов и систем.
Помимо этого, среди практикующих врачей распространено мнение, что инсульт характерен исключительно для пациентов пожилого возраста, и часто инсульт не входит в перечень диагностического поиска, проводимого у детей.
Нарастание числа диагностированных инсультов у детей и подростков по всему миру делает проблему ранней диагностики и своевременной терапии очень актуальной. По данным зарубежной литературы, временной интервал от появления первых симптомов до госпитализации в профильное отделение детей с инсультом больше, чем показатели во взрослой популяции, и в среднем составляет 22 часа. Поэтому важно информирование родителей. Особенно тех, у кого в семье наследственные формы ДСТ.
- 40 Форумы
- 1,965 Темы
- 2,247 Сообщений
- 3 В сети
- 453 Участники