Как медицина 19 века запретила музыкальный инструмент, организовала “фортепианную чуму” и о взаимовлиянии медицины и политики вообще – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

Как медицина 19 века запретила музыкальный инструмент, организовала "фортепианную чуму" и о взаимовлиянии медицины и политики вообще

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
207 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1553
Администратор
Тема начата
 
mesenrealism image 2021 09 14 1

 

Сейчас мы переживаем эпоху запретов ради нашего блага.
Сейчас сложно представить, что когда-то была «фортепианная чума» и врачи запрещали музыку, тоже ради блага людей.
Особенно прогневало адептов культа «защиты здоровья» фортепиано как приносящие только несчастья людям, особенно женщинам. Как настоящая чума. Вот, интересно, фортепиано уничтожали в противочумных костюмах?

Но фортепиано удержалось. А вот один музыкальный инструмент - «стеклянная гармоника» - почти совсем исчезла под давлением «авторитета врача».
И все уже забыли, как это случилось.
И в СССР сняли мультфильм «Стеклянная гармоника», который рекомендую посмотреть. Музыка Альфреда Шнитке, персонажи с картин Босха и Магритта.
Сюжет прост - в город пришёл музыкант, который играл не необычайном инструменте, но его гармонику разбили. Дальше смотрите сами. Фильм снят в 1968 году и цензура его запретила.

После показа на «Восточноевропейских историях» в Штутгарта в 2004 году, художественный руководитель фестиваля Ульрих Вегенаст назвал мультфильм актуальным и на сегодняшний день:
Этот фильм, использующий работы Босха и Дюрера, резали и уродовали, цензура его многократно запрещала. Но, несмотря на то, что «Стеклянная гармоника» сделана почти 40 лет назад, картина смотрится необыкновенно актуально. Тема о том, как власть и алчность растлевают людей, к сожалению, совсем не устарела…

В реальном мире стеклянная гармоника выглядела не так , осталось несколько экземпляров после уничтожения. Настоящее название - гидродактулопсихихармоника. Слово означает что-то вроде «гармоника для воспроизведения музыки для души пальцами, погруженными в воду» ( hydro - для «воды», daktul - для «пальца», Psy - для « душа").

Ирландский музыкант Ричард Покрич считается первым, кто начал играть на инструменте, состоящем из стеклянных сосудов (стеклянная арфа), растирая пальцами его края. Начиная с 1740-х годов, он выступал в Лондоне, играя на вертикальных кубках, наполненных различным количеством воды. Бенджамин Франклин изобрел радикально новое расположение бокалов в 1761 году, это оказался инструмент, который не надо настраивать. Более 100 композиторов писали произведения для этой гармоники. Частично они сохранились из-за адаптации к другим инструментам. Среди них Моцарт, Бетховен, Сен-Санс. Википедия пишет лапидарно. Инструмент канул в небытие около 1830-х годов. Возрождение произошло в 1980-х годах, композиторы снова начали писать музыку для стеклянной гармоники. Осталось воспоминание о Марианне Дэвис, предположительно, знакомой Франклина, она стала исполнительницей произведений на новом инструменте. После многих лет гастролей со своей сестрой-вокалисткой она заболела «меланхолией» и умерла в возрасте 39 лет от пневмонии. Однако многие другие, включая Франклина, прожили долгую жизнь.

Этого было достаточно для начала объявления эпидемии и требований запрета инструмента. Надо заметить, что с музыкой вообще все очень интересно. И очень похоже на эпопею с вирусом. Музыку любили как мужскую «музыку сфер» и порядка, и ненавидели «женскую», которая проводит к бедам и несчастьям. То, что люди на музыку реагируют, было известно давно. В 16 веке описан случай возникновения приступов эпилепсии при прослушивании звуков лиры, а китайский поэт Канг Дзю Чен обнаруживал у себя пароксизмы спутанности сознания при звуках уличной флейты. В «Веницианском купце» У. Шекспира: «...другие же, услыхав волынку, не могут удержать мочу» (4 акт, 1 сцена). Впервые термин «музыкогенная эпилепсия» был применён при изучении случая эпилептических приступов у женщины при прослушивании «Вальса цветов» П. И. Чайковского в исполнении Берлинского государственного оркестра оперы. Но у Шекспира в «Сне в летнюю ночь» и такое - «Коль музыка, ты - пища для любви, Играйте громче, насыщайте душу»!

Отношение к именно к стеклянной гармонике было парадоксально. Сочетание удивительной мягкой бестелесности и специфически женской чувственности. Новизна инструмента, любовь женщин к нему и необычный звук сделали его главным полем битвы в споре о женских нервах. Еще до того, как Бенджамин Франклин изобрел свою версию гармоники в 1760-х годах, множество музыкальных инструментов уже рассматривалось как оказывающие странное медицинское воздействие, хорошее или плохое - об этом велись споры. К концу 18 века игру на стеклянной губной гармошке сочли крайне опасной. Почти как рок в СССР, или джаз чуть раньше. Немецкий писатель и критик Й. Л. Реллиг писал, что от стеклянной гармоники «женщины падают в обморок; собаки доводятся до конвульсий и она даже может вызвать смерть маленького ребёнка». В общем, трупы выносят на носилках, складывают в грузовики и сжигают под покровом ночи, (: специализированные отделения битком забиты плачущими от бессилия медсёстрами. К концу 18 века движение «за здоровье», организованное беспокойными врачами, зашло так далеко, что стало рассматривать музыку как аморальное поведение и как болезнь. Болезнь приобрела «моральность», а аморальность стала патологией.

Немецкие писатели и врачи вместе создали эстетику Абсолютной Музыки, которая подразумевала разделение между серьезной мужской музыкой, и якобы женственной, чувственной музыкой, которая просто раздражала нервы. Музыкальные формы, созданные женщинами и для женщин, долгое время считались второстепенными. «Возвышенная музыка была не только мужской, но и морально превосходящей». Мужчины эстетически воспринимали, женщины патологически слушали. Гигиена, которая была призвана защищать, постепенно становилась хуже самых тяжелых случаев болезни. Все было, нет ничего нового. Со стеклянной гармоникой понятно, мультфильм все показал. Но чем не угодило фортепиано? Итак, к началу 19 века в медицине, литературе и книгах по этикету широко обсуждались опасности чрезмерной музыкальной стимуляции для здоровья. В течение 19 века музыка как патогенный возбудитель стала всем «очевидной». Это часто было связано со страхами по поводу сексуальности, женского гинекологического здоровья и разнообразных теорий гипноза.

Многие авторитетные психиатры и гинекологи 19 века утверждали, что музыка может чрезмерно стимулировать нервную систему, разрушая крайне уязвимые женские нервы и репродуктивные органы, и предупреждали о последствиях уроков музыки для развивающихся тел девочек-подростков. Логики было немного. для других, не менее авторитетных врачей, музыка была сухим интеллектуальным занятием, потенциальной причиной усталости, которая может привести к неврастении у женщин так же, как и “чрезмерное" образование. С 18 века игра на инструментах дома стала центральной частью жизни женщин из аристократии. Эта «салонное музицирование» стало в высшей степени респектабельным. Там не было цензуры, в женских салонах собирались представители разных сословий, допускались те, кто в «мужском мире» подвергался цензуре. Вероятно, для многих это было недопустимо.

Врачи всегда обслуживали политические запросы. Ирландский врач Джеймс джонсон утверждал в своей книге 1837 года «Экономика здоровья». Эта музыка расстраивает нервы, которые «не должны быть подвержены постоянным вибрациям», что приводит к «угнетению духа, часто приближающемуся к ипохондричности». Для юных леди, «чьи чувствительные нервы, восприимчивые чувства, изысканность, нежная привязанность и тонкая организация возбуждаются, возбуждаются, возбуждаются», это может иметь катастрофические последствия для «лица, цвета лица, походки - всего физического и морального в конституции женщины». Французский врач Фернан Левиллиан в своей книге «Гигиена нервных людей» (1901 г.) указал на музыку как на источник неврастенического истощения, написав, что «возбуждение уха часто является отправной точкой для настоящего нервного истощения». Точно так же немецкий врач Альфред Баумгартен писал, что «музыка может чрезмерно стимулировать. Чем больше неврастеники понимают музыку, тем хуже. Неврастеникам, которые являются музыкантами, следует запретить регулярно играть музыку или петь во время лечения».

Такая очевидная уязвимость женщин перед лицом музыкальной стимуляции вызвала серьезные споры о том, должны ли девочки вообще играть на пианино? Врач Норберт Грабовски осудил опасность фортепиано для женщин, сравнив его воздействие с воздействием алкоголя на мужчин. Он утверждал, что «современная фортепианная чума» нанесла ущерб культуре, семье и может привести к «симптомам истощения мозга, а также нарушениям кровообращения, носовым кровотечениям, регулярным головным болям, чрезмерной потере веса и анемии». Грабовски предложил, чтобы законодательство контролировало продажу фортепиано. Сексуальное возбуждение рассматривалось как основная причина женской неврастении. Сэм Биэрд выступал за «электрошокирование гениталий» в качестве лекарства от этого состояния. Очевидная чувственность музыки приводила к тому, что врачи были уверены в том, что она вызывает нарушения матки. Напомню, что душ Шарко температурой 11 градусов тоже изначально «лечил» возбудимость матки. В 1863 году силезский врач Герман Леберт предположил, что истерия наиболее распространена среди женщин с сильным половым влечением, стимулируемым музыкой, сентиментальностью и мастурбацией.

Как ни странно, но идеи тех времён снова стали весьма популярными. именно в связи с ранним половым развитием девочек. «Музыка может служить стимулятором полового созревания, ее, возможно, можно рассматривать как причина относительной преждевременности полового созревания у молодых девушек из богатых семей». Тихая жизнь в деревне, вдали от музыкального чрезмерного возбуждения, объясняет более позднее созревание деревенских девочек. Эдуард Райх высказывался крайне жестко. «Чрезмерное прослушивание музыки вызывает сильное возбуждение всей нервной системы и особенно воображения, и это может во многих случаях приводить к преждевременному пробуждению полового влечения и преждевременному началу менструации». Райх всерьез предложил запрещать «аморальную музыку» по состоянию здоровья. Но другие врачи считали наоборот, музыка может замедлить развитие и вообще «выключить» менструации. Но вывод был все равно один - запретить женское образование. И получить власть, не «желтого дьявола» как в советском мультфильме: а просто власть запрещать и наказывать.

Взаимосвязь между музыкой и медициной сейчас существует - музыкальная терапия. Но существует длинная параллельная история медицинских теорий, которые предполагали, что музыка может вызывать настоящие физические и психические заболевания. В 18 веке идея музыки как выражения универсальной гармонии мира была оспорена более механистической моделью нервного возбуждения. История использования музыки в политической борьбе 20 века уже всем известна. В 20 веке споры о медицинских опасностях «неправильной музыки» стали откровенно политизированными в Германии и Советском Союзе. Точно так же противники джаза, особенно в Соединенных Штатах, часто обращались к медицине, чтобы предотвратить ее предполагаемые социальные, моральные и физические последствия. В период «холодной войны» широко обсуждалась идея музыкального «промывания мозгов». Избыточная политизация и использование исследований для продвижения «правильных моральных идей» практически уничтожило то направление, которое могло стать действительной терапией. Бесконечный шум, в том числе и музыкальный (наушники у каждого ребёнка) действительно может влиять на развитие. А классическую музыку при вождении автомобиля лучше не слушать.

 
Размещено : 14.09.2021 12:22
Поделиться:
Прокрутить наверх