История бань – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

История бань

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
369 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1563
Администратор
Тема начата
 
2C33A00A 59AE 4D2B B725 399D7A0AABE1

Баня изначально - просто способ помыться. То есть в теплом помещении нагреть воду и сделать тело чистым. Проще всего для этого использовать горячие источники. Но люди подглядывали за животными и создавали системы “лечения“. Лошади не пьют грязную воду, некоторые животные купаются в определенных грязевых источниках. Люди повторяли и получали пользу. В грязевых вулканах в состоянии невесомости быстро заживают раны.
Откуда-то в русском народе существует миф о том, что славяне мылись в банях, а все остальные грязными ходили. Тот факт, что в русском языке и других финно-угорских языках нет слова, обозначающего баню, не смущает совершенно. Есть мыльня и лазня. Мыло появилось много позже, чем баня. А лазня, предположительно, происходит от залезания в что-то небольшое. Например печку. А слово “баня“ общее и происходит от латинского слова. Традиции водолечения развивались там, где были теплые источники.
Уездный врач А. Прижигодский писал: «До водворения русских за Аягасом (1846) Арасанские [серные] ключи представляли простые ямы, обложенные камнем; кочевники купались в них, раздеваясь, под открытым небом, или же ставили над ключом юрту, а иные устраивали балаганы». С.И. Замятин, характеризуя грязевой курорт Мойылды, расположенный в 17 км от Павлодара, пишет: «Население казахских аулов, окружающих озеро Муялды, издавна знало о целебных свойствах его воды и грязи. Оно использовало грязь самым примитивным способом: на берегу выкапывались ямы и заполнялись грязью, куда после солнечного нагрева погружались больные, оставляя снаружи одну голову». Этот же “примитивный“ способ до сих пор используют люди. А какой не примитивный? Построить бассейн и залить его искусственно?

 

 

И это тоже было. И. Гааз (1780-1853), изучавший минеральные воды Пятигорья, в частности источник на г. Железной, видел небольшой
бассейн для приема ванн: «Грубо сложенный теми же самыми абазинами бассейн для купания, который, быть может, имеет около 3 аршин длины,
Д ширины и около 1 аршина глубины». В 1823 г. А.П. Нелюбин (1785-1858) на горе Горячей (Машук) обнаружил остатки высеченных в травертине ванн, и высказал предположение, что
они использовались за двести лет до этого.
Можно предполагать, что и в золотоордынскую эпоху были применяемы такого рода ванны.
Удивительно, но метод наблюдения у Ибн Сины (Авиценна) обнаружил, что прием таких ванн полезен только тогда, когда проводится курсами.

И.П. Мугдусиев пишет: «Водолечение является патогенетической терапией, влияющей на функциональное
состояние организма и прежде всего нервной системы и вызывающей благоприятные перестройки. Такая задача не может быть разрешена однократной процедурой, а требует ряда повторных процедур. Курс продолжается от одного до двух месяцев и состоит из 20-40 процедур». В целом продолжительность приема бальнеологических процедур варьируется от 10 до 20, чаще всего от10 до 15 ванн. Если сравнить эти рекомендации с данными ал-'Умари, который пишет, что больные за весь период лечения принимали около 14 бальнеологических процедур.
Если количество процедур увеличивается чрезмерно, это приводит к бальнеологической реакции.
М.Н. Сыроечковская отмечала: «Если же сумма раздражений превышает адаптационные возможности больного, может наступить явление перераздражения и физиологическая реакция переходит в патологическую,
реакцию обострения». Описанноеу историка и географа ал-'Умари количество ванных процедур удивительным образом приближалась к современным показателям, и, надо полагать, не вызывало бальнеологической реакции.

Бани и хамамы остались на теплом Востоке. В Европе традиции бань постепенно исчезали, заменяясь
индивидуальными ванными. В России все было не так хорошо, как рассказывают современные маркетологи, продающие бани. "Летописцы V века Прокопий и Маврикий не совсемъ-то лестно писали о древнихъ славянахъ въ отношениям соблюденйя ими опрятности:
«Славяне мало пеклись о своей наружности, — говорятъ эти летописцы, — въ грязи, пыли, безъ всякой опрятности въ одежде являлись они въ многочисленныя собраня людей.
Греки, осуждая эту нечистоту, хвалятъ ихъ стройность, высок ростъ и мужественную красоту». Немудрено, что они были не опрятны, такъ какъ, по свидетельству тех историков, они мылись только три раза во всю свою
жизнь: въ день рожден, свадьбы и смерти". "В общем они коварны и не держат своего слова относительно
договоров; их легче подчинить страхом, чем подарками.
Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они
враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступить другому“. Добавляет Маврикий.

А это сожаление из 19 века, вполне показывающее преемственность традиций.
«Къ сожалению, — говоритъ профессоръ Пашутинъ — весьма распространено многие, даже и въ
интеллигентномъ классе, что уходъ за кожею есть скорее предмет роскоши, чьмъ необходимости».
Как это сопоставляется с другими свидетельствами, более приятными? "Олеарй упоминаешь о баняхъ, которыя онъ видел въ Астрахани (!).
«Русские,—пишешь Олеарй, —крепко держатся обычая мыться въ бане и особенно считаютъ это необходимым
деломъ после первой свадебной ночи, а потому-то во всехъ городахъ и селеняхъ у нихъ множество
общественныхъ и частныхъ бань, въ которыхъ почти всегда найдешь множество моющихся. Когда я был въ Астрахани, то посетил тамъ потихоньку баню, съ намеренемъ взглянуть, какъ моются тамъ русские . Бани самыя
разделены на две половины досчатым! перегородками для того, чтобы мужчины и женщины могли мыться отдельно.

Но те и друг входили и выходили въ одну общую дверь, причемъ ходили совершенно нате, ничемъ не
прикрываясь, и только некоторые держали передъ собою березовый вЪникъ, у остальныхъ же и того не было. Иногда женщины безъ стыда входили въ мужское отделение и
разговаривали тамъ со своими мужьями".
В 19 веке началось тщательное изучение бань. Изучали все, от этнографов до медиков. "Бани могут превратиться въ источникъ заразы и потому ихъ следует содержать какъ
можно чище. Для полнаго обезвреживан!я всех органических остатковъ и испарений необходима, кроме  обыкновенной очистки, еще дезинфекция стен, посуды и
утвари. Только при тщательной дезинфекции можно поручиться, что баня вполне удовлетворяет своему
назначеню. Наши русские бани стоят ниже элементарных санитарных требований. Над банщиками и надзору нет и среди них нередко бывают сифилитики. В банях заметная
грязь. Вентиляции никакой нет, условия топления безобразны, благодаря запущению чанов вода в них бывает грязнее, чем в речках, мочало никогда не дезинфицируются, общие ванны тоже не моются".

Выделенные из мытейных помещений парилки с кирпичными печами с закрытыми каменками (воспринимаемые ныне как древние классические, исконно русские паровые бани) зародились вовсе не на
Руси, а позже в банях Российской империи, причем не в сельских, а в городских общественных банях, давно
выполняемых в виде самых разнообразных каменных зданий (ныне зачастую многоэтажных, использующих также и прогрессивные европейские методы мытья и
купания в ваннах, бассейнах и душах).
Маркетологи 19 века активно выступали против домашних ванн. Общественные бани были довольно прибыльным делом и терять клиентов никому не хотелось. Вот так писали в научных исследованиях. "Чистота тела
достигается только банею, которую многие предпочитают заменять домашними ваннами. Однако домашняя ванна, устраиваемая въ квартирахъ по экономическимъ соображениям, въ чуланахъ, въ кухняхъ и даже переднихь, ни под какимъ видомъ не можетъ принести пользы, но скорее вредъ". По экономическим соображениям, то есть чтобы не платить содержателям бань.

 

Бани были и частью культурных традиций (о чем позже), местом, где можно было помыться и погреться. Были и лечебные бани - “бадерские". Это было в 18 веке, открывали их немцы. У них в банях была и дезинфекция, и терапия эфирными маслами и траволечение. Удивительно,
но ведь сейчас разные "Лады" утверждают, что это исконное. Но увы.
"Содержатели этихъ бань назывались «бадерами» и были преимущественно иностранцы. Открытие бадерскихъ бань дозволялось по особому разрешению правительства,
причемъ содержателю ставилось въ обязанность «пользовать только наружные болезни, а трудные
операщи безъ ведома и совета докторскаго чинить отнюдь не дерзать». Въ 1733 г. бадерскую баню предполагалъ построить въ Москве лекарь Паульсонъ, принятый въ русскую службу Петромъ Великимъ. По кончине Петра (въ 1725 г.) Паульсонъ занималъ должность лекаря во двор.
Въ 1728 г. приехал въ Россию иностранецъ Сентлеръ и подалъ прошение о разршени построить бадерскiя бани въ Москве, въ Немецкой слобод, но оказалось, что

 

предприниматель желалъ выстроить обыкновенныя торговыя бани съ некоторыми приспособлениями для
лечебных целей. затем была выдана привилегия на постройку бадерскихь бань въ Петербурге вдове Кентлера
(1756 г.), которую она продала 1оганну Леману, бывшему слуге поручика фонъ-Милорадовича. Не имея конкурентов дела  Лемана шли прекрасно, но въ 1761 г. въ Петербургъ прхалъ бадеръ, французъ Вандредн, который просил разрешен!я устроить баню, какая существуетъ во Франщи.
Получивъ разрешение, онъ открылъ баню на Малой Морской ул., въ доме Квасова. Объявление бадера гласило,
что баня открыта «для потения и разведеи!я флюсовъ и других телесных припадковъ, по докторской
рекомендащи». Посл него бадерскую баню содержал отставной подлекарь Грудинскй; после смерти баня
перешла ко вдове его". В 19 веке эта традиция уже угасла.
Возможно, что слоган "баня лечит" пришел от этих бань.
Баня лечит. Но лечит не врач, и даже не помещение. А сам организм. Но для этого ему нужно помочь получить
сосудистую реакцию. Самое красивое описание сосудистой реакции дал Мугдусиев в книге «Водолечение».

«Реакция выражается рядом объективных и субъективных симптомов. Объективно она
выражается розово-красной кожей, теплой и даже горячей на ощупь. Субъективно человек при хорошей реакции переживает чувство свежести,
бодрости, особой легкости в теле, чувство приятного тепла, хорошего настроения».
Рефлекторное воздействие водолечебных процедур отмечал еще Боткин в своих клинических лекциях (1884). «Лечение водой стало весьма распространенным, и в самом деле,
это ПРЕКРАСНЫЙ метод, все равно, действует ли он отнятием тепла или иным путем. Изменяя кровообращение в коже, или на нервные окончания, влияя посредством этих аппаратов на
органы, выделяющие продукты обратного метаморфоза (обмена)».

Продолжение завтра.

#баня #история #дезинфекция #чистота #лекарь #сифилис

 
Размещено : 29.12.2022 19:44
Поделиться:
Прокрутить наверх