Российский путь от акробатики до художественной гимнастике. Что потеряли по пути? – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

Российский путь от акробатики до художественной гимнастике. Что потеряли по пути?

 
Lian
 Lian
Администратор
mesenrealism image 18 06 2021

Жил в Вене богемный Петер Альтенберг. Его настоящее имя Ричард Энглендер. Родился он в Вене в еврейской семье 9 марта 1859 года. Как положено учился медицине и юриспруденции, но бросил и стал «богемной богемой». Он был мастером коротких афористических рассказов, основанных на внимательном наблюдении за событиями повседневной жизни.

В общем одним из ранних блогеров. Просто соцсетей тогда ещё не было. Культуру кофеен, где сидят такие вот богемные личности, наверняка, некоторые ещё помнят. Петера называли «поэтом кофейни», поскольку большая часть его литературных произведений была написана во время посещения различных венских баров и кофеен.
Альтенберг не был коммерчески успешным писателем, но он наслаждался почти всеми благами славы при своей жизни, и обожания ему хватало на шампанское и жизнь (пусть и в рваных ботинках). Однажды Альтенберг был номинирован на Нобелевскую премию. Порицатели такого образа жизни называли его наркоманом и бабником. Ходили слухи, что у Альтенберга были проблемы с алкоголизмом и психическим заболеванием. И все же его поклонники считали его очень творческой личностью с большой любовью к эстетике, природе и молодым девушкам. Ну тут его ещё и педофилом называли.
Именно такой человек, с огромной любовью к женщинам (не только молодым) смог придумать концепцию красивого движения под музыку.

«Я намерен содействовать тому, чтобы подрастающие девушки приобрели высшую свободу, грацию и эластичность движений без помощи всевозможных бесполезных и ужасных гимнастических приборов и аппаратов. Движение без обильного содержания кислорода противно природе, так как во время движения должен именно усиливаться в огромной степени процесс сгорания кислорода, благодаря усиленному вдыханию воздуха и выделения организмом углекислоты. Гимнастика без помощи богатого кислородом воздуха — прямой вред. Злополучный организм вынужден усиливать процессы сгорания, а необходимый для этого материал ему не доставляется!

Гимнастика в таком помещении, в котором нет непрерывного притока свежего воздуха - это несознаваемая пытка для организма, ослабляющая и подрывающая его силы. В задуманном мною помещении будут находиться два первосортных электровентилятора в самых верхних стёклах окон, и они будут доставлять непрерывно и с бешеной скоростью свежий воздух косыми струями к потолку». «Возгласы руководителя, как бы резко и отчетливо они ни произносились, являются недостаточным возбудителем для нервных центров. Позволю себе обратить ваше внимание на то, что наш организм имеет в себе огромное количество жизненных сил, скрытой энергии, которая может быть превращена в благороднейшие, легчайшие, интенсивнейшие движения — с помощью сильнейшего возбудителя—музыкального ритма.

Непонятно даже, как до сих пор не напали на мысль применить к гимнастике музыку, этот таинственный двигатель моторного аппарата нашего организма! Применяют же марши в войсках?!». Только человек, который очень любит женщин и красоту, мог такое придумать. И тот, кто видел те устрашающие аппараты-тренажеры, и тот, кто видел снаряды для акробатики, не мог смириться с тем, насколько это неестественно для женщины. И некрасиво. Российские императорские школы тоже так думали и создавали педагогическую ритмическую гимнастику для девочек. Цитата из книги «Общие основания к программам гимнастики для женских учебных заведений» доктора В.Ф. Дьяковского по поручению императорской канцелярии.

«Сопоставляя задачу педагогической гимнастики с результатами, достигаемыми в физическом воспитании с помощью вольных движений (по методе Шписса—Линга), можно вывести положительное убеждение, что правильное их применение, с их разнообразием и естественными формами, вполне отвечают задаче, и при них упражнения на искусственных снарядах (горизонтальный шест, параллельные брусья, кольца, трапеции, гири, железные папки и проч.) становятся не только лишними, но и решительно противоречат этой задаче... 

Движения на снарядах вызывают к неестественным усилиям отдельных мускульных групп, и так как трудно обозначить границу, до которой возможно от них польза и начинается вред, то в большинстве случаев они нарушают равновесие между психической и физической природой, утомляя нервную систему и возбуждая умственную вялость. В акробатах одинаково поражают: и чрезмерная упругость мускулов и полная неспособность к умственному труду». До сих пор не прекращаются споры о том, можно ли ставить урок математики после урока физкультуры. Родители и учителя математики считают, что дети приходят уставшими (парадоксальное торможение) и неспособными учиться после уроков физкультуры. А доктор Дьяковский считал, что физкультура должна располагать к изучению математики.

Сейчас создают экспериментальные уроки, проводимые одновременно учителем физкультуры и математики, что-то помнят об императорских задачах. Но в истории отечественной художественной гимнастики, написанной И.А. Винер, нет упоминания этих имён. Предшественниками она считает студии выразительной гимнастики Франсуа Дельсорта, ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза, танцевальной гимнастики Жоржа Демени и свободного танца Айседоры Дункан. Прошло больше полувека с выхода книги Дьяковского и в 1946 году в Ленинграде Р. А. Варшавской была защищена первая диссертация по художественной гимнастике на тему: «Художественное движение, как часть эстетического и физического воспитания».

Художественная гимнастика вошла в олимпийские дисциплины поздно — в 1980 году, после Московской олимпиады. Проблема в том, что этот вид спорта, точнее, оценка результатов выступлений — крайне субъективная. Не раз возникали серьёзные скандалы и даже дисквалификации судей. Вопрос об удалении ее из программы олимпиады неоднократно возникал. Допинг в этом спорте своеобразный — диуретики для уменьшения веса. Все они запрещены. В 2001 году в допинг-пробах «звёзд» сборной Алины Кабаевой и Ирины Чащиной нашли запрещённый препарат фуросемид. Это «петлевой» диуретик, вызывает быстро наступающий, сильный и кратковременный диурез. Фуросемид показан к применению только при сильных отеках, вызванных сердечной и почечной недостаточностью, заболеваниями печени. И только в крайних случаях.

Этот пост про две проблемы художественной гимнастики. Первая - никто до сих пор не построил залы для тренировок, о которых мечтал Петер Альтенберг. Дышать в современных комплексах нечем. Вентиляция явно не справляется. Есть залы, в которых работает только кондиционер (который вряд ли чистят вовремя). В залах небольшие окна и работают дополнительно прожекторы. Смешение естественного и искусственного освещения вредно для глаз, так как глазам нужно перенапрягаться. Поэтому всегда желательно использовать один тип освещения. В зале, где все бликует и прожекторы светят ожесточённо, находиться очень тяжело. Родителей в такие спорткомплексы не пускают, поэтому они не могут оценить то, где занимаются дети. Петер Альтенберг в обморок бы упал.

Да, он учился медицине, но не смог работать, потому что был слишком чувствительным и чувствовал все, что его больные. Мы в таком зале были недавно, начали серию экспериментов с Адель Васильевной Плешкань, ее И.А. Винер упоминает в своей книге. «Велика роль А.В. Плешкань (кандидата биологических наук, профессора Кубанского университета физической культуры), которая на протяжении многих лет возглавляла группу специалистов, обеспечивающую научное сопровождение подготовки гимнасток». Адель Васильевну в тиксотренажере душ Алексеева интересует быстрое восстановление мышц после длительных тренировок. Она вообще огромное внимание уделяет гидромассажным и прочим водным средствам восстановления. Она сама обучалась у Лены Нури ее методике и будет ее совершенствовать. Продолжение про ДСТ у художественных гимнасток завтра.

#воздух #кислород #художественнаягимнастика #дисплазиясоединительнойткани #историягимнастики #гимнастика

ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 18.06.2021 11:21
Поделиться:
Пролистать наверх