Мозг работает примерно так. Действие к Генерация реакции. Откуда берется паника, неловкость и почему кому- то движения "стоят" дорого. И кто отказывается от сахара
Обучение движениям идет по одной схеме почти у всех высших приматов, включая человека. Но стресс может вмешиваться в развитие. Проверяли это на мышках. При хроническом и/или остром стрессе нейроны грызунов теряли часть контактов с другими нейронами.
Впрочем, это хорошо видно и без калечащего эксперимента. Наблюдение - тоже научный метод. И каждый может наблюдать у себя или у других как в стрессе теряется ловкость и происходит ухудшение контроля мелкой моторики. Например, завязать шнурки или застегнуть платье в остром стрессе сложно. А если ребенок развивается в стрессовых условиях, то у него нейронные связи могут не формироваться в полном объеме.
После стрессовой ситуации изучаемые нейроны мышек потеряли часть своих синапсов — контактов с другими нервными клетками. В процессе обучения обычно образуются новые синапсы или укрепляются существующие. Вместо этого у грызунов, подвергшихся стрессу, произошла потеря 15% нейронных контактов. У животных нарушилось двигательное обучение.
Они пытались схватить корм одной лапой и перенести его в рот. Обычно мыши используют для этого две лапы, поэтому им пришлось заново учиться этому навыку.
Мыши (как и люди) различаются по своей
чувствительности к стрессу. У некоторых из них практически не развиваются заметные
отклонения после нескольких дней стресса — их считают устойчивыми. Но иу этих устойчивых животных были такие же двигательные трудности, какиуих более чувствительных грызунов.
Возможно, что двигательные тесты больше
подходят для выявления расстройств, связанных со стрессом. И они появляются еще до того, как появятся другие признаки посттравматического стрессового расстройства или депрессии.После стрессовой ситуации изучаемые нейроны мышек потеряли часть своих синапсов — контактов с другими нервными клетками. В процессе обучения обычно образуются новые синапсы или укрепляются существующие. Вместо этого у грызунов, подвергшихся стрессу, произошла потеря 15% нейронных контактов. У животных нарушилось двигательное обучение.
Они пытались схватить корм одной лапой и
перенести его в рот. Обычно мыши используют для этого две лапы, поэтому им пришлось заново учиться этому навыку.
Даже у крепких, устойчивых к стрессу животных количество синапсов уменьшалось после стрессового события. Однако, в отличие от чувствительных к стрессу сородичей, у них пораженные нейроны восстановились: через
полторы недели количество синапсов снова стало таким же, как и до стрессового события, и сравнимо с таковым у контрольных животных, не подвергавшихся стрессу. Психологический стресс наносит травму любому человеку или мышке, вопрос только в том, насколько много сил есть у особи для того, чтобы восстановиться.
Объяснения того, что происходит в мозге при воздействии длительного стресса, пока отсутствуют. Есть предположение, что активизируется микроглия (соединительная ткань мозга) и, размахивая дубиной, повреждает нейронные контакты. Возможно, нарушается отток ликвора или его качественный состав. А тут недавно еще один тип клеток в мозге обнаружили.
Вывод - надеяться на то, что лекарство от деменции будет найдено, совершенно глупо.
Мозг пока является "черным ящиком" и то, что в нем происходит, человеку еще совершенно не ясно. Поэтому все, что можно сделать для себя - беречь от травм этот нежный орган и спать по циркадным ритмам.
И беречь детей - длительный стресс, которому все чаще подвергаются дети, потенциально может вызвать серьезное повреждение мозга. Что, собственно, сейчас и наблюдается в постпандемийном мире, где каток локдаунов и паники прошелся по неокрепшие детям. Их не только лишили права получать образование, но и сильно напугали.Stress vulnerability shapes disruption of motor cortical neuroplasticity
На всякий случай добавлю, что в исследовании отдельные мыши, особенно в группе, подвергшейся стрессу, показали явное снижение предпочтения сахарозы.
Отказ от сахара - это один из признаков тяжелой стрессовой депрессии, в которую бездумно вгоняют всех "нутрициологи".
"Наши результаты убедительно показывают, что подверженные стрессу теряют способность обучаться как грубой, так и мелкой моторике, тогда как обучение крупной моторике улучшается у устойчивых, но не может компенсировать потерю способностей к обучению мелкой
моторики".
Около 6% людей (по официальным данным)
имеют расстройство координации движений
(развития). Диагноз ставится после исключения других причин, приводящих к неуклюжести. Люди с легкими формами могут научиться скрывать свои проблемы. Например, они не пишут от руки, а набирают тексты, носят одежду, которую не надо
застегивать или обувь только на липучке.
У детей расстройство координации развития
(РКР) проявляется в виде задержек в появлении ползания, сидения, ходьбы, прыжков. Они медлительные, часто спотыкаются. Плохо ориентируются в пространстве, плохо понимают инструкции и плохо управляют временем (постоянно опаздывают). Опоздание вообще перестало быть признаком вежливости и
демонстрации своей психической
состоятельности. Все навыки можно постепенно отработать, для чего и существовала раньше дисциплина и культура. И все как-то научались
писать и даже не опаздывать на работу и на
встречи. У людей с серьезными расстройствами для "не опаздывать" обычно выбирается что-то одно, в остальном привычная безалаберность.
К сожалению, РКР связано с проблемами с памятью, особенно с оперативной памятью.
Долговременная обычно сохранна.
Люди обнаруживают проблему после длительной болезни, когда нужно возвращаться на работу, например. Тогда внезапно замечают "проблемы с
памятью" и списывают их на "ужасный вирус".
Старение, вегетарианство, голодание, истощение приводит к усиливающимся трудностям с запоминанием инструкций, трудностям с организацией своего времени и запоминанием сроков, повышенной склонности терять вещи или
проблемам при выполнении заданий, требующих запоминания нескольких последовательных шагов (таких как приготовление пищи). В какой-то
степени это наблюдается у всех, только выраженность разная. Людям с расстройством координации развития полезно работать в структурированной среде, поскольку повторение
одной и той же процедуры сводит к минимуму трудности с управлением временем.
Есть долговременная память, оперативная память и сенсорный регистр (сенсорная память). Этот подсистема памяти, обеспечивающая сохранение результатов переработки сенсорной системой
поступающих в органы чувств стимулов после прекращения воздействия стимула. Такое удержание происходит в течение очень короткого времени (1-2 секунды). Кто-то хорошо справляется с переработкой информации, а у кого-то могут легко перегружаться сенсорныетрегистры. Люди с расстройством координации развития иногда испытывают трудности с
регулированием объема сенсорной информации, которую их организм постоянно посылает им, сканируя окружающий мир. Люди с нарушением
координации развития склонны к перегрузке сенсорных регистров и в результате случается приступ паники.
Главная проблема в том, что у таких людей
тратится слишком много энергии на правильное выполнение физических движений. Они очень быстро устают. Если добавляется гипотония и низкий мышечный тонус, то они еще и часто травмируются.
Каким-то образом необходимо диагностировать таких людей и оказывать им помощь. Потому что у них есть трудности с выработкой автоматических навыков. В результате им сложно водить машину
и они создают аварийные ситуации. Вывод -
лучше пропускать того, кто вам кажется
неадекватным, вдруг у него это состояние.
Но причина имеет нейронную основу, а это
означает, что она основана на атипичной
активности мозга, её особенно трудно
диагностировать у детей. Продолжение завтра.
#стресс #ловкость #сахар #дефицит #мозг #развитие #паника #соединительнаяткань
- 40 Форумы
- 1,329 Темы
- 1,602 Сообщений
- 1 В сети
- 323 Участники