Лесные школы в СССР, что потеряли и как восстановить? необходимость завтрака и свежего воздуха – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

Лесные школы в СССР, что потеряли и как восстановить? необходимость завтрака и свежего воздуха

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
737 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1547
Администратор
Тема начата
 
5A5C3A42 AB61 4453 B2CE 33EF4AA7592E

Мы живем в очень странное время. Социально одобряемо сделать замечание человеку с лишним весом «похудеть бы надо», все должны полагать, что это законное беспокойство о здоровье. Но категорически можно обидеть человека, назвав «аутистом», а не «человеком с аутизмом». Ещё страшнее говорить о психических болезнях. То есть сахарный диабет или модную болезнь обсуждать можно. А болезни психики - нельзя, это оскорбительно. Удивительно, но и медицинский термин «бред» стал оскорблением. Его используют все подряд, припечатывая им то, что не нравится. Обозвать другого можно «шизиком». А «ко-вид-ни-ком» - уже не оскорбление. А какая разница, все болезни это просто болезни. И замалчивание проблемы со здоровьем к добру не приводит. Вообще о проблемах психического здоровья говорить не особо принято. Это же не о том, что кто-то «разжирел». К сожалению, эту стигму, какой бы болезненной она ни была, придется преодолевать. 9 октября 2015 года главный психиатр РФ Зураб Кекелидзе заявил, что 70% школьников имеют расстройства и аномалии развития. У 40% учеников начальных классов имеется «школьная дезадаптация» со снижением способности к обучению. Он полагает, что срочно необходимы программы по психиатрическому образованию, об особенностях развития детей и подростков в норме и в патологии. Без таких знаний родители будут легкой добычей множества шарлатанов. Родителей надо обучать психологии и психопатологии детства, а детям отчаянно нужны уроки психологии. Я вела в одной школе факультатив по психологии и подтверждаю, что дети 9-11 классов жадно впитывают знания. Потому что их в школьной программе учат «правилу буравчика», но совершенно не объясняют то, что с ними происходит, как идёт взросление и как взаимодействовать с разными людьми. Но хуже всего не это. Дети выходят во взрослую жизнь и начинают работать. Как могут. Прошло 6 лет, обследованные в 2015 году уже начали работать.

 

С начала 20 века в России шло развитие педологии -
«науки о ребёнке». Ее поддерживали В.М.Бехтерев, Г.И.Россолимо и другие учёные. Иван Павлов со своей школой были настроены враждебно (и в результате победили). Но авторитет Павлова не был столь велик в 20-х годах и сначала после переворота 1917 года большевики
поддерживали новую науку. В школах шло активное внедрение практик тестирования, организации школьного
режима, создания разнообразных школ для разных детей.
По всей стране был создан ряд педологических
институтов, под эгидой Российского психаналитического
общества был организован «Дом ребёнка» в Москве.
Работы Груни Сухаревой 1920-х годов проводились в особой школе для детей с нарушениями социальной адаптации. Эта школа была расположена в Москве на улице Погодинской. Целью занятий было подготовить
детей к жизни в обществе, к учёбе в обычной
общеобразовательной школе. На Погодинке много занимались физкультурой: специальных лечебных
педагогов в 1920-е годы готовили как раз в физкультурном институте. В школе была мастерская, детей обучали
общеобразовательным предметам.

 

Исходя из опыта лечебно-педагогической работы,
выделялись различные группы детей. Для аутичных детей
(«шизоидная психопатия» в терминологии Сухаревой)
характерны абстрактные интеллектуальные интересы, им важна структурированная среда, точное распределение ролей в коллективе. Сухарева также
выделяла другие детские психопатии и более тяжёлые нарушения, составляя детские коллективы. За судьбой
детей тщательно наблюдали после окончания школы.
Помимо физкультуры детей там просто кормили. И дети ели в коллективе. И лучше ели те дети, которые гуляли на свежем воздухе. Проблема детей с психопатологией в том,
что они могут отказываться от еды.
«Расстройства аппетита возникают у детей под влиянием незначительных причин и достигают иногда значительной степени, вплоть до полной анорексии. Анорексия у детей может быть вызвана различными причинами: обеднением организма хлором, понижением содержания соляной
кислоты в желудочном соке, изменением обмена веществ при гельминтозах, психогенными факторами. Одной из частых причин длительной анорексии является гипосекреция слюнных желез.

 

Она может быть вызвана неправильным питанием ребенка (большое количество сахара, конфет, шоколада)». Цитата из первого тома «Клинических лекций» Сухаревой. Собственно, снижение выработки соляной кислоты в
желудке и приводит к гельминтозам, получается
замкнутый круг.
Нормализация питания, уменьшение (не полный отказ) сахара и увеличение соли, которая ликвидирует дефицит хлора недостаточны. Питание детей в коллективе всегда успешнее.
До сих пор продолжаются исследования питания для
коррекции аномалий психического развития. «Согласно результатам первого исследования такого рода, дети, которые едят пять или более порций фруктов и овощей в день, обладают лучшим психическим здоровьем.
Исследования показывают, что более высокий уровень
потребления связан с лучшим психическим благополучием среди учеников средней школы, а питательный завтрак и
обед связаны с эмоциональным благополучием учеников
всех возрастов». Результаты, опубликованные в журнале ВМJ Nutrition Prevention & Health, побудили экспертов призвать к включению правильного питания в стратегии
общественного здравоохранения для улучшения психического здоровья детей.

Данные показывают, что плохое психическое здоровье среди молодых людей стремительно растет. По данным
Королевского колледжа Великобритании за 3 последних месяца 200 тысяч молодых людей были направлены в
службы психического здоровья, это вдвое больше, чем до событий 2020.

О взаимосвязи пандемий и нарушений психического
здоровья после Первой Мировой войны было много известно. Жалко, что история идёт по кругу и все начинают изучать так, как будто наука только что столкнулась с
проблемами.

Ведущий исследователь, профессор Айлса Уэлч из
Медицинской школы Норвича при Университете Восточной Англии, сказала: «Хотя связь между питанием и
физическим здоровьем хорошо изучена, до сих пор мало что было известно о том, играет ли питание роль в эмоциональном благополучии детей.»
«Мы знаем, что нарушения психического благополучия является серьезной проблемой для молодых людей и может иметь долгосрочные негативные последствия». 

 

«Почти каждый десятый ребенок не ест ни фруктов, ни овощей. Более 1 из 5 учеников средней школы и каждый
десятый ребенок начальной школы не завтракали. И более
1 из 10 учеников средней школы не обедали».

Согласно английским данным, в среднем в классе из 30 учеников средней школы лишь 20 человек завтракает.
Дети, которые ели традиционный завтрак, чувствовали себя лучше, чем те, кто только немного перекусил. Школьники средней школы, которые пили энергетические
напитки на завтрак, имели особенно низкие показатели психического благополучия, даже ниже, чем утех детей, которые вообще не завтракали».

Уэлч добавила: «Питание представляет собой важную цель общественного здравоохранения для улучшения психического благополучия детей».

Так вот в лесных школах детей кормили по режиму.
Пропускать завтрак было нельзя. Самая первая лесная школа открылась в Германии в 1904 году.

В СССР первая лесная школа была открыта с 1918 году в Москве в Сокольниках.

 

Московский парк "Сокольники" в начале 20 века стал модным дачным местом: столичный бомонд строил здесь шикарные двухэтажные особняки с отоплением, оранжереями и флигелями, садиками и прудами.
Революция все дачи отобрала. В одной из них,
принадлежавших купцу Лямину, разместили первую в России лесную школу - лечебно-образовательное
заведение, куда отправляли ослабленных и больных детей, страдавших малокровием и туберкулёзом. Основной
целью создания лесных школ являлось укрепление
здоровья детей. Для повышения их иммунитета
использовались водные процедуры, солнечные ванны, физические упражнения и усиленное питание. Но главным
фактором оздоровления учащихся считался свежий
воздух. Для принятия солнечных и воздушных ванн на улице устанавливались специальные деревянные настилы. Если не было сильных морозов, на этих настилах или на
веранде дети спали или просто отдыхали в специальных одеялах-мешках.

Позже лесные школы - это образовательные учреждения, в которых обучались физически слабые или больные дети.
Туда отправляли физически ослабленных детей, страдавших малокровием и туберкулезом, и из группы
риска по этим болезням. То есть не проводили жесткое лечение препаратами, а занимались профилактикой.

 

Репутацию лесных школ портили тем, что туда отправляли детей с различными нарушениями деятельности нервной
системы, кожными болезни, умственной отсталостью или просто детей из обездоленных семей. В СССР лесными
школами пугали - «будешь плохо себя вести, туда
отправим». То есть великолепные в своём невежестве школьные учители сами изуродовали прекрасную гуманную инициативу, создаваемую поколениями психиатров ещё корсаковской школы.

Попасть в лесную школу можно было после прохождения детской профилактической амбулатории - ДПА.

Ребёнка тщательно изучали, пытались найти способ реабилитации его в семье.

Если это было невозможно, то подбирался подходящий
коллектив в подходящей школе. Заметьте, это не
современная «инклюзия», когда ребёнку с особыми
потребностями дают слугу-тьютора и ресурсный класс и отправляют в школу с корпоративными учительскими традициями позднего СССР.

«В порядке диспансерного обследования ДПА стремится по возможности реализовать все сделанные ею при
обследовании назначения, оказывает обследованным
детям все виды лечебной помощи, производит отбор в лесные школы, санатории, курорты,
физиотерапевтические площадки, имеет у себя ряд, собственных подсобных лечебно-педагогических
учреждений по образцу ленинградских пунктов
оздоровления (аптека, дневной санаторий, психо-
неврологическая школа-санаторий, лесная школа,
диэтетическая столовая, оздоровительная площадка, санаторный пионерский лагерь и проч.) и обеспечивает за
собою места в санаторных, учреждениях здравотдела и т.д.»

Вот с этой программой помощи детям отчаянно воевали Иван Павлов и его последователи типа Снежневского.
Благодаря им теперь приходится читать работы Михаила Осиповича Гуревича и Груни Ефимовны Сухаревой,
продираясь через трескучие славословия великому Павлову.

 

Второе рождение «лесные школы» получили в 1950-х
годах в Скандинавии, откуда начали распространяться по
свету как новинка. Сейчас они стали площадкой для
распространения идей Греты Тунберг, они воспитывают «спасающих климат и природу».

А были спасающими человека.
Детям полезно проводить время на улице, активно играть. Работы канадских учёных 2015 года доказывают, что игры
на свежем воздухе, в которых есть осознанный риск, хорошо влияют на детей. Улучшается не только физическое
здоровье, психологическая устойчивость, повышается
самооценка и уверенность в себе.

В обычных школах слишком сильно академическое
давление на детей, их жизнь ограничена домом и школой, что влияет на их уровень знаний (даже при прекрасных школьных оценках). Изучение того, что произошло с детьми, изолированными в домах, требует новую Груню
Сухареву. А где взять?

 
Размещено : 20.10.2021 00:13
Поделиться:
Прокрутить наверх