Про саркопению и приём белка с лейцином, распространённые по приемам пищи. Не о БАД.
Сейчас все очень хотят быть «худыми». Для особо страдающих даже есть «лекарство». Только почему-то никто не хочет учитывать, что именно теряется при постройнении. В первую очередь теряются мышцы. Если начинать терять вес по общепринятым «рецептам».
Снижение веса — будь то с помощью лекарств или диеты — может привести к потере мышечной массы, что особенно опасно для пожилых людей и людей с дисплазией соединительной ткани. Резкое снижение веса за короткое время с помощью таких препаратов, как «Оземпик» или «Вегови», может привести к экстремально быстрому снижению мышечной силы и плотности костной ткани. При чем мало кто хочет учитывать, что страдает и мышечная ткань сердца. Что говорить о непроизвольной мускулатуре и гладких мышцах.
С возрастом вся мышечная масса естественным образом страдает. Саркопения запускается в возрасте 30 лет, и к 70 годам некоторые люди могут потерять до 50% мышечной массы. Даже без Оземпика. Пик формирования мышечной ткани у мужчин и женщин приходится в среднем на 25 лет. Снижение общей массы скелетных мышц составляет 0,5-1% в год. После 50 лет показатель увеличивается до 1-2%, сопровождаясь также при этом уменьшением мышечной силы на 1,5-3% ежегодно.
Неплохо худеют и очень быстро теряют мышечную массу алкоголики и наркоманы. Кто видел людей с ХОБЛ знают, как их мышцы превращаются в тряпочки. Все можно поправить, если кормить человека говядиной (2-3 приема высокобелковой пищи каждый день) и использовать душ Алексеева. Понятно, что это не вылечит ХОБЛ, но остановит деградацию мышц. И даже позволит их нарастить немного.
Саркопения, как считалось ранее, это возрастное атрофическое дегенеративное изменение скелетной мускулатуры, приводящее к постепенной потере мышечной массы и силы. В настоящее время термин саркопения получил более широкое толкование и перестал рассматриваться как то, что случается со стариками.
Выделяют первичную и вторичную саркопению. Саркопения рассматривается как первичная (или возраст-ассоциированная) в том случае, когда исключены другие причины, кроме старения организма. Вторичная саркопения обусловлена особенностями образа жизни, питания (все формы голодания, вегетарианство), а также часто является последствием острых и хронических заболеваний.
За 10 суток нахождения в реанимации больной теряет около 17% массы мышц бедра, а после 6 недель соблюдения постельного режима наблюдается снижение силы в нижних конечностях больше, чем на 20%. Величина потери мышечной массы имеет прямую связь с развитием полиорганных нарушений.
Так, при потере от 5% до 10% массы мышц отмечается нарушение работы одного органа, от 10% до 20% - двух или трех органов, а свыше 20% - четырех и более органов.
Скрининг-тесты это динамометрия силы кисти и окружность голени. Я уже много раз писала, что при ставке на боксера надо выбирать того, у кого рельефнее и больше мышцы голени.
Кистевая динамометрия имеет ограничения. Результаты могут искажаться при наличии у пациента состояний, ограничивающих движения кисти (артрит суставов кистей, последствия перенесенного инсульта). Важно оценивать силу мышц нижних конечностей. Это сложнее и требует дорогого оборудования.
В клинической практике используется тест «встань со стула».
Оценивают время, необходимое, чтобы встать со стула 5 раз без помощи рук, или количество аналогичных подъемов. Эти тесты надежны даже после поправки на рост и индекс массы тела.
Измерение скорости ходьбы является быстрым, безопасным и столь же надежным маркером. Наиболее часто используют время прохождения 4 м, при этом снижение скорости ходьбы <0,8 м/с является критерием тяжелой саркопении. С каждым годом скорость движения людей в московском метро становится ниже. Я помню время, когда провинциал терялся в бегущей толпе.
Связанные с возрастом изменения мышечной ткани описаны еще в трудах Гиппократа, но вплоть до начала 20-го столетия данная проблема оставалась малообсуждаемой.
Первой работой в области изучения саркопении стала статья английского невролога M. Critchley, опубликованная в журнале Lancet в 1931 г., где возрастные изменения мышечной ткани названы автором «сенильная атрофия». Сам термин «саркопения» был впервые предложен только в 1989 г. американским профессором I. Rosenberg.
То есть, тема для медицины и антропологии практически новая. Исследований мало и поэтому много спекуляций. Главное, что в головы потребителей продолжают вбивать мысль, что они сами виноваты. Практически любая женщина сейчас знает, что спастись от остеопороза и саркопении можно только «силовыми тренировками», желательно в зале и еще более желательно у дорого тренера, владеющего «правильными техниками».
Все, на этом познания заканчиваются. Потому что если признать причиной белково-энергетическую недостаточность, придется предъявлять требования к экономике и медицине.
Среди европейских мужчин возрастная саркопения встречается реже, чем у азиатских, независимо от используемой методики оценки мышечной массы
(10% vs 19% для биоимпедансного анализа; 6% vs 9% для двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии). В то же время европейские женщины в большей степени подвержены снижению мышечной массы и силы. Женщины по крайней мере на постсоветском пространстве приучены отдавать кусок мяса мужчине-кормильцу.
Механизмы развития саркопении активно изучаются и уже ясно, что универсального патогенетического пути потери мышечной массы не существует. Разумеется, никто не связывает работоспособность мышц и состояние соединительной ткани. Дисплазия соединительной ткани (ДСТ) является фактором риска развития заболеваний опорно-двигательного аппарата и вообще раннего старения. То, что дисплатиски часто сохраняют «подростковый вид» еще не является гарантией того, что старение у них замедлено. Изменения, вызванные дезорганизацией коллагеновых и эластиновых волокон, приводят к неспособности выдерживать значительные механические нагрузки.
И в первую очередь запускается старение внутренних органов и систем организма (включая иммунную и эндокринную).
Стареет и нервная система — количество двигательных нейронов в спинном мозге уменьшается вполовину после преодоления относительно здоровым человеком возраста в 60 лет, что сопровождается уменьшением количества вентральных корешков и нарушением иннервации мышечной ткани. Есть мнение, что этот процесс является основной причиной снижения мышечной массы при саркопении. Потому что есть две общепринятые концепции — нервная и эндокринная. Например, придуман «саркопенический индекс» для оценки стадии течения саркопении на основе лабораторных показателей уровней гормонов соматотропина и кортизола.
Лейцин необходим для стимуляции роста мышц. После еды активация mTORC1 требует двух-трехкратного увеличения концентрации лейцина в плазме и внутриклеточном уровне. Минимальная потребность в лейцине, по мнению экспертов, составляет ~2,7 г/день для человека весом 70 кг, в то время как оптимальное количество лейцина для стимуляции синтеза мышечного белка составляет минимум 2,5 г/прием пищи или приблизительно 7,5 г/день, что почти в 3 раза превышает минимальную рекомендуемую суточную норму.
Поэтому при хлорозе (см. соответствующее меню в посте, опубликованном раньше) всегда включали вареную говядину.
«В настоящее время в Соединенных Штатах большинство взрослых потребляют почти
60% своего ежедневного белка за один большой прием пищи в конце дня, в то время как завтрак и прием пищи в середине дня обычно содержат всего 10–20 г белка. Такое распределение пищевого белка не достигает порогового значения приема пищи для лейцина ни в одном из первых двух ежедневных приемов пищи и в конечном итоге может привести к недостаточному общему суточному потреблению белка. Используя перекрестный дизайн с 15 взрослыми женщинами (~37 лет), женщины потребляли 90 г белка из смешанных источников пищи (т. е. содержание лейцина ~8%) в течение 7 дней либо в несбалансированном, либо в сбалансированном режиме питания . В несбалансированном исследовании белок распределялся как 10, 20 и 60 г на завтрак, обед и ужин соответственно, аналогично моделям потребления в Соединенных Штатах.
В сбалансированном исследовании женщины получали 30 г белка при каждом приеме пищи, рассчитанном на обеспечение не менее 2,5 г лейцина при каждом приеме пищи. После первого и седьмого дня измерялся 24-часовой чистый синтез белка в скелетных мышцах. Хотя женщины потребляли одинаковое количество общего белка каждый день, сбалансированное распределение пищи давало больший чистый 24-часовой прирост синтеза, чем несбалансированное распределение». Важно завтракать! И — белковой пищей. «Аналогичным образом, в исследовании потери веса, проведенном с участием пожилых людей (~70 лет), участники, которые добровольно перенесли ежедневное потребление белка с ужина на более ранние приемы пищи, потеряли больше общего веса и больше жира в организме, не меняя общего ежедневного потребления белка.
Исследователи пришли к выводу, что «более равномерная картина потребления белка была связана с большим снижением ИМТ и абдоминального жира».
Коррекция веса физическими упражнениями состояло из 5 дней в неделю ходьбы по 30 минут и 2 дней в неделю упражнений с отягощениями. Через 16 недель группа с высоким содержанием белка + упражнения потеряла на 46% больше веса тела, на 60% больше жира и на 40% меньше безжировой массы по сравнению с группой с низким содержанием белка + упражнения. Это исследование продемонстрировало синергетический эффект диетического белка и упражнений для улучшения состава тела во время ограничения энергии для потери веса.
Остаются вопросы?
- 40 Форумы
- 1,902 Темы
- 2,180 Сообщений
- 5 В сети
- 420 Участники