Как создавали «депрессию» для продаж Прозака
Несмотря на скудные данные об эффективности и массовые сомнения тогда еще совестливых экспертов в 1987 году прозак был разрешен в США, в 1990 году в Германии и началось победное шествие по миру.
Важно понимать следующее - поскольку фармацевтическая промышленность сама заказывает и финансирует свои клинические исследования, она имеет неограниченные права на использование полученных данных. Все данные исследований являются интеллектуальной собственностью заказчика. Под каким бы соусом их не подавали. Модный соус “доказательная медицина“ начинает прокисать. Впрочем, сейчас уже в никаком не нуждаются. Достаточно просто припугнуть граждан и они побегут делать то, что сказали эксперты.
В соглашениях о сотрудничестве с партнерами (университетами и клиниками) всегда есть пункт, что данные исследования не могут быть опубликованы без согласия заказчика. Выборочное цитирование или замалчивание неудобных исследований при грамотной работе журналистов приводят потребителей к “верному“ решению - срочно купить таблетку.
Еще одним классическим способом искажения результатов исследований является прочтение только “результатов“, а не самого тела исследования.
При публикации исследований используют гострайтинг - автор пишет и отказывается от авторства. Обработка данных исследования проводится собственным специалистами фармкомпании.
Затем внешняя фирма с услугами гострайтинга переписывает результаты. После этого ученым, изначально проводившим исследование (но часто не знающим итоговый результат) предлагают подписать своим именем статью в авторитетном медицинском журнале. Потом информация начинает расходиться и цитироваться.
Приблизительно так устроена “кухня“ одной из самых прибыльных отраслей.
Иногда все же что-то появляется в описании “побочных эффектов“. С 2004 года из-за повышенного риска суициа-ль-ных импульсов у детей и подростков в инструкции к СИОЗС в черной рамке появилось предостережение.
Lancet выражал свое негодование так: “История изучения использования селективного ингибитора обратного захвата серотонина при детской депрессии - это история о введении в замешательство и манипуляциях“.
Отзовут ли публикации в медицинских журналах, в отношении которых доказан гострайтинг? Случился небольшой скандал в 2009 году. Но продолжения не было, никакие статьи из-а гострайтинга не отозвали. Ведь это ударит по авторитету медицины.
Когда стали использовать первые антидепрессанты, аффективные расстройства считались редкостью. В 1960-х годах считали, что 60-100 человек на миллион страдают тяжелой депрессий в форме “меланхолии“ или депрессивного расстройства личности.
Сейчас уверяют, что после эпохи ковид страдает каждый второй, если не больше. Это сколько таблеток можно продать?
Первые производители не стремились выпускать новые препараты на рынок, ведь они оказывали “всего лишь антидепрессивное действие“. Никто не верил в то, что люди согласятся это покупать.
“Депрессия в целом является одним из психических расстройств с наилучшими прогнозами на выздоровление. Большинство депрессий самоизлечиваются“. Джанатан Коул. Он считается “отцом клинической психофармакологии в Соединенных Штатах“. В 1964 году психиатр Н. Клайн отмечал, что “при лечении депрессий всегда есть плюс в том, что большинство из них заканчиваются спонтанной ремиссией“.
Даже 10 лет спустя считали, что “у пациентов с депрессией трудно оценить эффективность препарата, лечения или психотерапии“. Большинство депрессивных эпизодов развиваются своим порядком и завершаются практически полным выздоровлением без специального вмешательства“.
Так считали в те времена, когда не было эпидемии аутизма. Сейчас в любой сложной ситуации человека подталкивают к фармакологическому решению - съешь таблеточку, полегчает.
Редкое и эпизодическое заболевание к 21 веку стало эпидемией. В 2001 году ВОЗ выпустила заявление, что депрессивные расстройства психики являются самой важной причиной потери трудоспособности. Это еще новое ОРВИ не придумали.
К концу 20 века все захотели быть успешными, красивыми и здоровыми.
Чем дольше ощущается несоответствие между усилиями и компенсацией, тем выше риск эмоционального выгорания и депрессии, тревожного или психосоматического расстройства.
Перед каждым поставили картинку с образом “идеала“ и сказали, что он не такой, потому что ленивый, неспособный и прикладывает мало усилий.
Более того, раньше эпизоды печали, слабости и ощущения безнадежности были частью нормальной жизни (взлеты и падения), но сейчас их стали расценивать как болезнь.
Надо погоревать, говорили раньше. Вот тебе таблеточка, стань позитивным, говорят сейчас.
С начала эпохи прозака в СМИ распространяется одна и та же информация: депрессия - опасная и плохо диагностируемая болезнь. Кроме того, это заболевание имеет биологическое происхождение. Примерно как диабет. И, как диабет с помощью инсулина, так и депрессия может надежно лечиться только с помощью лекарств.
В усиленной версии добавляется: СРОЧНО. Иначе депрессия станет хронической и разрушит мозг.
В 1999 году СИОЗС стали назначаться не только при якобы депрессии, но и для лечения “социальной фобии“. До 1990 годов этой болезни просто не существовало. А потом вдруг каждый восьмой стал ей страдать. Попробовали ввести “аллергию на людей“ для тех, кто испытывает страх выступать перед публикой, например.
Но не пошло. Опасения выступления перед аудиторией вполне нормальны. Для удаления страха нужна не таблетка, а тренировка. А при патологической застенчивости нужна когнитивно-поведенческая терапия. Но это долго, а современный человек приучен требовать здоровья немедленно.
Чтобы депрессия и антидепрессанты были приняты в Японии, был произведен ребрендинг всей концепции депрессии. Для этого привлекали антропологов. В 1990 годах прозак не смогли продать. Японское слово, обозначающее депрессию, относилось к тяжелой психической болезни. Как пойти в аптеку и купить такое лекарство? Вот вы пойдете покупать таблетку от шизофрении?
Придумали новое слово (!), которое переводится как “простуженная душа“. Это даже красиво и в аптеки потянулись “простуженные души“.
Слова правят миром. “Текст может быть понят или "прочтен" с различной глубиной; глубина "прочтения" текста может отличать различных людей друг от друга в значительно большей степени, чем полнота восприятия поверхностного значения“. Мы слышим и читаем разное, даже когда читаем и слышим одно и тоже.
Но смыслы нам меняют неплохо. Скорбь из-за потери члена семьи является нормальной, но ее могут диагностировать как депрессию. Психологические проблемы переходного периода всем известны и их нужно прожить так, как раньше проживали инициацию. Но сейчас рядом добрый врач с таблеткой и пожеланием стать позитивным.
Нашла в сети. “Здравствуйте, проконсультируйтесь с лечащим доктором по поводу перехода на сертралин (золофт), он считается достаточно безопасным при беременности и ГВ. По инструкции он естественно противопоказан ( как и подавляющее большинство препаратов). Но существует множество клин. исследований по поводу его безопасности в эти периоды, многие психиатры /неврологи об этом знают“.
“Флуоксетин может приниматься во время беременности при условии что предполагаемая польза для матери превышает возможный риск для плода“.
- 40 Форумы
- 1,965 Темы
- 2,247 Сообщений
- 3 В сети
- 453 Участники