Как люди становятся послушными - эксперимент Милгрэма и сказки Салтыкова-Щедрина.
В знаменитом эксперименте Милгрэма проверялась готовность людей наносить удары током другому человеку, когда их поощрял экспериментатор. Хотя ни в одном из экспериментов удары током не совершались, участники считали их реальными. Эксперименты Милгрэма продемонстрировали, что при определенных условиях давления со стороны власти люди готовы выполнять приказы, даже если это может навредить кому-то другому. Подавляющее большинство людей с негодованием отвергают предположение, что они вели бы себя точно так же. Этому эксперименту 63 года. Большинство участников этого эксперимента не были расстроены тем, что им пришлось делать, а наоборот, заявили, что были очень рады принять в нем участие. Ведь они верили в то, что внесли огромный вклад в науку, «спасли бабушку», защитили людей «от вируса». Как бы психологи не пытались «отменить» результаты Милгрема, жизнь постоянно показывает то, как он был прав. Около двух третей из почти 800 испытуемых Милгрэма, под давлением авторитетного экспериментатора, были готовы применять все более сильные удары током к невидимому незнакомцу, несмотря на крики боли и мольбы остановиться. И большинство соглашалось «наказывать».
Больше ста лет назад выпускался журнал для домохозяек. Из статьи 1917 года:
«Кажется, нигдѣ въ мipѣ власть не обладаетъ такой способностью перерождать человѣка, какой она отличаетсяу нас. И — что особенно
замѣчательно — эта удивительная способность присуща у насъ рѣшительно всякой власти, даже самой крошечной.
Возьмемъ, напримѣръ, трамвайныхъ кондукторшъ. Вчера еще женщина возилась съ горшками у печки и боялась дворника пуще огня, а сегодня
она надела синй тулупъ съ наплечными жгутам и покрикиваетъ не только на дворниковъ, а и на всѣхъ, кто ей попадется на глаза:
— Проходите! Чего мѣшаете стоять?! Высажу! нечего канителиться, не въ автомобиль сѣли!!
Потому что она— представительница власти. А, вѣдь, давно извѣстно, что „Нѣсть власти , аще не отъ Бога!"
Мундиръ у насъ , положительно, дѣйствуетъ опьяняюще.
Притомъ, дѣйствуетъ не только на того, кто его носитъ, но и на тѣхъ ‚, кто на него смотритъ со стороны. И, пожалуй, именно въ этомъ кроется причина очень многихъ непрiятностей, которыя мы переживаемъ.
Мы, въ массѣ и порознь, удивительно напоминаемъ щедринскаго Премудраго пискаря. Этотъ мудрый обыватель подводного царства, какъ известно, все время лежалъ въ своей норѣ и дрожал.
Лежитъ онъ день-деньской въ норѣ, ночей не досыпаетъ, куска не доБдаетъ и все-то думаетъ: «Кажется, что я живъ? Ахъ, что-то завтра будетъ!»
Однажды проснулся онъ и видитъ: прямо противъ его норы стоитъ ракъ. Стоитъ неподвижно, словно околдованный, вытаращивъ на него костяные глаза. Только усы по теченю воды пошевеливаются. Вотъ когда онъ страху набрался! И цѣлыiъ полдня, покуда совсѣмъ не стемнѣло, этотъ ракъ его поджидалъ, а онъ тѣмъ временемъ все дрожалъ, все дрожалъ.
И каждый день онъ, дрожа, восклицал: «Слава тебѣ, Господи, живъ!»
Ну, совсѣмъ, какъ русскй гражданинъ! И на почве этого мирнаго дрожания у насъ махровыми цветами распускаются такя явлентя, которыя со стороны могутъ показаться фантастической сказкой.
Какая нибудь мещаночка вдругъ выдаетъ себя за высокопоставленную особу, „ревизуетъ” госпитали, распекаетъ должностныхъ лицъ, и все передъ ней трепещутъ до техъ поръ, пока за параднымъ обедомъ она не начинает есть рыбу съ ножа. Только после этого у трепещущихъ чиновниковъ зарождается сомненге, и они приглашаютъ полицеймейстера (сами, все-таки, побоялись высказать свои мысли!).
Другая мещаночка „осматриваетъ” монастыри, и къ ней на поклонъ устремляются игумении.
Каторжникъ фабрикуетъ телеграмму, по которой уездное начальство поспешно арестуетъ и высылаетъ изъ города всеми уважаемыхъ купцовъ. Такихъ случаевъ можно привести десятки. Ими каждый день пестрятъ газеты.
Понятно, что ничего подобнаго не могло-бы быть, если бы обыватель былъ менее растерянъ и хоть сколько-нибудь сознавалъ свое человеческое достоинство. А о какомъ уважени можетъ быть речь, когда пискарь-обыватель дрожитъ въ норе при виде всякаго намека на мундиръ, дрожитъ даже тогда, кагда мундиръ надет на явномъ Хлестакове....
Если же случается, что обыватель вдругъ наберется храбрости, и попробуетъ заявить о себе не только дрожанемъ, но и голосомъ, получается картинка, описанная Салтыковымъ-Щедринымъ въ сказке: „Недреманное око":
И дрожитъ обыватель, потому что так ему, видно, отъ Бога положено. И будетъ, вероятно, дрожать пока...
это заняте ему самому не надоесть, и пока не вспомнитъ онъ, что онъ тоже человек ‚ который, хотя никакой властью не облеченъ, все-таки имеет свое человеческое достоинство, и оное, по мере силъ ‚ соблюдать долженъ...
Много, очень много можно сказать еще на эту тему, но... министръ внутреннихъ делъ А. Д. Протопоповъ собирается прикомандировать къ военной цензуре чиновниковъ своего министерства, которые, по его убежденiю, „явятся вполнѣ подготовленными къ роли цензоровъ периодической печати и сумѣютъ расшифровать статьи и замѣтки, съ внешней стороны облеченные во вполнѣцензурную форму, а на самомъ дѣлѣ содержащие выпады противъ правительства". А тутъ еще грозитъ статья о „распространении заведомо ложныхъ свѣдений." Лучше поставить точку».
Я выбросила из статьи цитаты из басен Салтыкова-Щедрина. Все их в школе проходили. Милгрэм предложил простое и наводящее на размышления объяснение результатам своего эксперимента. Он предположил, что участники взяли на себя роль людей, подчиненных экспериментатору, и не чувствовали полной ответственности за свои действия. Несмотря на то, что они испытывали сильный стресс и напряжение, поскольку осознавали, что причиняют серьезную боль другому человеку, они не могли отстраниться от ситуации и отказаться продолжать эксперимент. Но и сейчас каждый думает, что он-то точно не стал бы заставлять другого надеть маску или сделать укол. Но стоит появиться «экспертам»...
С одной стороны, участники экспериментов Милгрэма не хотели причинять вред обучающимся, о чем свидетельствовал их крайний стресс, нерешительность перед нажатием последовательных кнопок и вопросы о том, действительно ли им нужно было это делать.
С другой стороны, они не хотели навредить экспериментатору, который, по их сведениям, подготовил исследования, надеялся собрать интересные данные и потратил время на проведение эксперимента. Кроме того, сразу после прибытия в лабораторию участники получали от экспериментатора деньги за участие в исследовании, что могло сильно мотивировать их ответить взаимностью.
- 40 Форумы
- 1,880 Темы
- 2,159 Сообщений
- 5 В сети
- 416 Участники