Как интернет «опрощает» людей и почему люди устают от сострадания и верят самым странным персонажам
12000 лет назад началась сельскохозяйственная революция. И человеческий мир изменился. Сельскохозяйственная революция в Месопотамии привела к городской революции. Примерно 5000-6000 лет назад в Шумере деревни начали превращаться в города.
Потом была еще промышленная революция, с середины 19 века жизнь человечества начала меняться очень быстро. Нельзя забывать и про очередную революцию в питании - появилось промышленное производство пищи. Были и другие революции, связанные с появлением атомной бомбы и противозачаточных таблеток.
Но появление Интернета и соцсетей изменило моральную психологию человека. Люди жили в тесных сплоченных общинах даже в городах, люди делились по стратам. Страты — это большие группы людей, которые отличаются по своему положению в социальной структуре общества.
Причина социальной стратификации — естественное и социальное неравенство, которое приводит к неравномерному распределению дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования, престижа — между различными стратами. Понятно, что люди всегда хотели выглядеть похожими на человека из более статусной страты - для этого носили узконосую обувь, корсеты и прочее, чем увлекались высшие слои. Перескок из одной страты в другую был сложным. Потому что недостаточно просто копировать внешнее типа оттопыренного пальчика при питье чая. Сейчас есть инстаграм и в нем все копируют друг друга.
Более 5 миллиардов человек (более 60% всего мира) регулярно пользуются Интернетом. Это число намного выше в развитых странах, где показатели регулярного использования достигают 99%.
Измененная с помощью интернета моральная психология людей позволяет легко эксплуатировать их с помощью алгоритмов, бесконечных новостных лент и устрашающего (стыдящего и пугающего) контента.
Старые социальные модели поведения оказались разрушены, а новые еще не появились. И еще вопрос - а появятся ли? Потому что общение людей в интернете оказалось легко контролируемым.
Эволюционные реакции на моральный конфликт между членами группы, такие как сострадание к жертве и наказание для нарушителя, имеют иные результаты в общедоступном пространстве, чем в небольших группах. Люди в сети устают от сострадания (бесконечные свечки и статусы) и начинают больше боятся сделать что-то не так.
К небольшой общине легче приспособиться, чем к миру с небинарными персонами и прочими обижающимися.
Люди имеют больше шансов выжить и преуспеть, если они имеют прочные социальные связи. Но эти связи должны быть в реальном мире. Каждая женщина должна научиться ориентироваться в том, где и как покупать продукты, дружить с фермерами и мясниками. Заодно еще с несколькими врачами и педагогами. Но культура Пятерочек с Магнитами и «лечения по марафонам и протоколам» разрушает реальные связи. Для того, чтобы иметь прочные связи с продавцами мяса и овощей, надо быть пунктуальным, поддерживать общение и тогда появляется шанс получить хорошие продукты. Это сложно в мире маркетплейсов.
На всякий случай тут добавлю, что душ Алексеева не продается на маркетплейсах и не будет продаваться. Если вы там что-то обнаружили, с большой вероятностью вы купите фальшивку.
Люди существовали всегда в среде, где нарушения кооперативных отношений быстро карались. Быстрое распознавание и реакция на моральные стимулы являются необходимым. Сообщества людей, которые научены обнаруживать и негативно реагировать на нарушения норм заботы и сотрудничества, с большей вероятностью создавали сильные и успешные группы.
Тенденция избегать причинения страданий другим и наказывать тех, кто причиняет страдания другим, снижала насилие в группе.
По мере того, как общество становилось все более сложным, также усложнялись и концептуализация и рассуждения людей о морали. Пришлось появиться Льву Толстому с его наивными рассуждениями о морали вообще. Но на них купилось много интеллигенции, которые захотели «опрощения» и создавали коммуны типа «Разум и труд». Советская власть их немного потерпела, а потом отправила по этапу. Общество должно развиваться, а не возвращаться к первобытности.
Проблема только в том, что маятник улетел в другую крайность.
И во многом благодаря тому же Толстому. Внимание к морально значимым стимулам трудно подавить, поскольку люди распознают морально значимые стимулы быстрее и последовательнее, чем другие типы стимулов.
Поэтому управлять с помощью морали оказалось очень просто.
Интернет за последние 30 лет принципиально изменил масштаб социальных взаимодействий и информации. В отличие от почты и телефонов, которые связывают людей один с одним, или газет и средств массовой информации, которые связывают людей один со многими, интернет — это первая технология, которая позволяет многим связываться со многими.
Люди проводят в среднем почти 7 часов в день в сети, почти столько же, сколько и во сне. За эти 7 часов люди потребляют огромное количество контента. Этот контент поступает от многих людей через распределенные социальные сети.
Поскольку люди подвергаются большему воздействию социального контента в целом, уровень морального контента, которому они подвергаются, также увеличивается. Все помнят про то, как создавали большой бизнес-проект пандемии. «Надо защитить бабушку». Спасите соседей от себя и прочее моральное давление. Никто не приводил факты, людей ругали и стыдили. И это прекрасно сработало.
Любые новостные истории, оформленные в моральном ключе, получают больше репостов, чем нейтральные новостные истории в Интернете.
Избыточное воздействие информации с моральным содержанием может формировать поведение многими способами.
Моральный контент, с которым люди сталкиваются в сети, часто более экстремальный, чем обычная жизнь.
Безнравственные поступки, о которых люди узнают в сети, как правило, вызывают более сильные чувства возмущения по сравнению с событиями, свидетелями которых они становятся лично.
Большая часть контента в социальных сетях создается небольшой подгруппой пользователей, которые, как правило, наиболее идеологически экстремальны и наиболее активны в Интернете. Посмотрите на комментарии под моими постами. Стоит только упомянуть то, что здоровой конституцией женщины является пикническая, как тут же слетаются вороны с привычным карканием о том, что тут поощряют ожирение и запрещают физкультуру. В среде интернета все гипертрофируется и на все навешиваются ярлыки. Мы так не живем в реальном мире.
Онлайн-среда насыщена экстремальным контентом, размещенным теми, кто, в свою очередь, придерживается самых экстремальных мнений. Эта особенность онлайн-мира может искусственно раздувать восприятие людьми враждебности и возмущения, создавая ложные нормы. Каждый пользователь Инстаграм, листая ленту, натыкается на моральных учителей, которые внушают то, что если они не выглядят так, «как положено», они могут подвергнуться общественному порицанию. И опять же в небольшой социальной организации люди оцениваются совершенно иначе. Люди склонны не только к гомофилии, но и к акрофилии. Гомофилия - это стремление образовывать социальные связи с подобными: «рыбак рыбака видит издалека».
Акрофилия - выбор людьми тех, кто разделяет их идеологию, но немного более экстремальны, чем они. Таким образом, социальные сети людей, как правило, переполнены мнениями, которые в среднем более экстремальны, чем их собственные мнения или мнения, которые они высказывают в реальном мире. Это еще больше усугубляется как алгоритмами, так и социальным подкреплением обучения. Алгоритмы создаются для максимизации взаимодействия в сети, и люди, которые взаимодействуют больше всего, также являются теми, у кого самые экстремальные мнения. Алгоритмы «узнают», что наиболее экстремальный контент наиболее успешен в привлечении онлайн-вовлеченности, и отдают приоритет этому типу контента — даже если он не очень нравится людям.
- 40 Форумы
- 1,902 Темы
- 2,180 Сообщений
- 8 В сети
- 420 Участники