А нужно ли нам сознание? Как менялось представление о сознании и откуда берутся галлюцианации и Голоса – Мезенреализм – посты. – Струйный тиксотренажёр Душ Алексеева
Уведомления
Очистить все

А нужно ли нам сознание? Как менялось представление о сознании и откуда берутся галлюцианации и Голоса

1 Сообщений
1 Пользователи
0 Лайки
142 Просмотров
Lian
 Lian
Сообщений: 1547
Администратор
Тема начата
 
instasaver 099457 1

 

Я взяла старый «сонник» - Полный новейший снотолкователь с научным объяснением снов, галлюцинаций и сомнамбулизма» 1869 года. Там есть глава про галлюцинации. Если бы ее читало больше людей, насколько бы снизилась тревожность о своём состоянии. Это книга не для ученых, это популярная литература, которую мог прочитать любой человек, она полна салонных анекдотов и «предсказаний».
Галлюцинации «являются при начале сна, а такое и при пробуждении, т. е.
когда нервы находятся въ полуусыпленном состоянии. У некоторых черный кофе и шампанское предраспологают нервы к таким галлюцинациям.
К галлюцинациям, как и ко сну, располагает вообще все, утомляющее нервы. Заметьте между прочим, что ничего так не утомляет нервов, как какия-нибудь однообразные впечатления. Ум погружается въ полусон, в галлюцинацию, коль
скоро он сосредоточится на какой-нибудь одной мысли. Это встречается напр. у разныхъ отшельников, пустынников, мистиков.
Одно важное свойство галлюцинаций то, что они воспроизводят в мозгу впечатление внешнего предмета так, как будто на него действует снова этот внешній предмет. Например, мы могли слышать несколько дней тому назад какое-нибудь особенно поразительное для нас слово; и вот затем в полуусыплении мы можем вспомнить это слово с такою силою, что нам представится будто снова нам говорят их. Таким галлюцинациям могут подвергнуться все наши чувства, все наши органы.
Но отчего-же намъ кажется, что в галлюцинации мы получаем снова внешнее впечатление, между тем как в нас произошло только воспоминание прежнего?
Мы привыкли думать, что всякое наше ощущение производится
непременно внешним предметом; в этом нас убеждает множество случаев во всей нашей жизни.
 
Какое из наших чувств даёт мозгу больше всего галлюцинаций и сновидений? Конечно то, которое даетъ мозгу больше всего ощущений, а именно зрение. К галлюцинациям зрения принадлежать странные фигуры, странные краски, которые представляютъ намъ въ полусонном нашем состоянии самые обыкновенные окружающие нас предметы. (Прим.—поэтому в одной комнате у разных людей могут быть одинаковые галлюцинации, так мозг достраивает наиболее вероятную картину, например, лысой головы) Затем есть галлюцинации и других чувств: так стоить подумать о каком-нибудь вкусном блюде, чтобы почувствовать его вкус во рту; тоже и относительно обоняния. Галлюцинации можно в себе вызвать; стоит только до наступления полусонного состояния усиленно заняться каким— нибудь одним предметом — и мы его непременно увидим в галлюцинации, хотя может быть и в изменённой форме».
 
Почему в современных толкователях снов об этом не пишут - непонятно. Возможно, что раньше люди испытывали галлюцинации подобного типа намного чаще, сейчас человек в один день может обработать такое количество информации, которое человек 19 века обрабатывал за один год. И мозг устаёт намного больше. Ему нет необходимости себя развлекать калейдоскопами. Впрочем, есть люди, которые не прочь такие калейдоскопы напридумывать. По этому поводу Питирим Сорокин («Система социологии») говорил: «Слова можно выдумывать разные. Но нужно, чтобы эти слова что—нибудь значили. припишите сначала сознание всему междупланетному пространству, замените атом сознательной монадой, замените сознанием все элементы неорганического мира, затем придайте каждому элементу мира тенденцию к коллективной жизни, присоедините к этому высшие управляющие центры сознания
 
и в таком случае вы получите просто и без всякого труда не только коллективное сознание, но всё, что угодно: бога, чорта, всемирный дух, логос, сознание, «деревянных желез», «черных белизн» и прочие логически нелепые, абсурдные понятия». Проходят века, а желающих напридумывать такие деревянные системы меньше не становится. Возможно, что утешительно считать себя центром мироздания. Или, как считает Григорий Перельман «Я знаю, как управлять Вселенной. И скажите — зачем же мне бежать за миллионом?» Идеи о том, что из себя представляет сознание, в отличие от идей управления миром, постоянно менялись. Дальше все цитаты из книги Джулиана Джейнса.
 
«В золотой век Греции, когда люди свободно путешествовали, а рабы выполняли работу, сознание было таким же свободным. Гераклит, в частности, называл сознание огромным пространством». Затем тема сознания плотно была оккупирована схоластиками и лишь в начале 19 века снова стала доступной для обсуждения. «Первая половина 19 века была эпохой великих геологических открытий. И это привело к популяризации идеи о сознании как о существовании слоев, которые содержат прошлое человека. Это представление о бессознательном продержалось до 1875 года, большинство психологов настаивали на том, что сознание — это лишь небольшая часть психической жизни и что бессознательные ощущения, бессознательные идеи и бессознательные суждения составляют большинство психических процессов». «В середине 19 века химия пришла на смену геологии как модная наука, и сознание от Джеймса Милля до Вундта и его учеников, таких как Титченер, было сложной структурой, которая могла быть расчленена в лаборатории на точные элементы ощущений и чувств».
 
«И по мере того, как к концу 19 века паровозы с пыхтением входили в повседневную жизнь, они тоже прокладывали себе путь в определение сознания, а подсознание становилось котлом напряженной энергии, которая требовала явных выходов и при подавлении выталкивалось вверх». Наступила эпоха идей Зигмунда Фрейда. Она подзадержалась, пережила эпоху бихевиоризма, в котором сознание полностью отрицалось. Тех ученых, которые были не согласны с бихевиоризмом, с позором изгоняли из науки. Как изгоняли создателя теории эволюции Уоллеса. Плашечка на прошлом посте, возможно, связана с упоминанием этого учёного. Его до сих пор сильно опасаются. И правильно делают. Его книга «Век чудес» в нашем телеграмм чате доступна для скачивания. Кто ее пролистает, поймёт, почему его имя, как имя Воланд-де-Морта стараются всуе не упоминать. Джулиан Джейнс, ещё одно имя, которое только сейчас стало модно упоминать, пишет: «Где может находиться этот субъективный опыт, этот постоянный спутник множества надежд, страхов, привязанностей, знаний, цветов, запахов, зубной боли, острых ощущений, щекотки, удовольствий, огорчений и желаний — где и как в эволюции мог бы развиться этот чудесный гобелен внутреннего опыта»?
 
Многие ученые 19 и 20 веков, в том числе Чарльз Дарвин полагали, что сознание постепенно накапливается в животном мире - от рудиментарного до высшего у человека. Книги с такими названиями, как «животный разум» или « психическая жизнь микроорганизмов», писались и читались  с энтузиазмом. Уоллес был с ними не согласен, он искал точку начала сознания у человека и был абсолютно уверен, что сознание есть только у него. За что его обозвали плохим учёным, предавшим науку. И перестали считать основателем теории эволюции. В 2017 году немного опомнились и даже предложили называть теорию эволюции Дарвина -Уоллеса. Но не прижилось, слишком много за 90 лет Уоллес наговорил неполиткорректного. Есть ещё мнение: что сознание есть у тех, кто начинает обучаться. Например, у воронов и дельфинов. Если животное может изменить свое поведение на основе своего опыта, это должно быть сознательно. Таким образом, для изучения эволюции сознания, необходимо изучение эволюции обучения.
 
«Эмоциональная жизнь людей и других млекопитающих действительно удивительно похожа. Но интеллектуальная жизнь человека, его культура, история, религия и наука отличаются от всего остального, что мы знаем во Вселенной. Это факт. Как будто вся жизнь эволюционировала до определенной точки, а потом в нас самих повернулась под прямым углом и просто взорвалась в другом направлении». Это цитата из книги Джейнса. «В человеческой эволюции должно быть нечто большее, чем просто материя, случайность и выживание. Что-то должно быть добавлено извне этой закрытой системы, чтобы учесть такое иное, как сознание. Такое мышление началось с зарождения современной эволюционной теории, особенно в работах Альфреда Рассела Уоллеса, соавтора теории естественного отбора. Но там, где Дарвин затуманивал проблему своей собственной наивностью, видя только непрерывность эволюции, Уоллес не мог этого сделать. Разрывы были ужасающими и абсолютными». То есть Джейнс создал новую теорию сознания, пусть неожиданную и спорную, но она оказалась никому не нужно. И это то, что должна изучать наука. Что случилось?
 
Сознательные способности человека, писал он, «невозможно было развить с помощью тех же законов, которые определили поступательное развитие органического мира в целом, а также физического организма человека».
Бикамеральный разум древнего человека без сознания был миром Голосов. Эти голоса говорили нашим предкам, что делать, когда мы сталкиваемся с новыми обстоятельствами или событиями. Эти голоса, утверждал Джейнс, были голосами, которые мы стали считать голосами богов. При этом каждая человеческая традиция, связанная с молитвой или божественными голосами, является эхом того времени, когда наш мозг просто работал таким образом. Это как тогда, когда мы осваиваем новую деятельность, мы проговариваем каждое действие. Иногда вслух. Или когда произносим привычные фразы, реагируя на события. Типа «какая гадость это ваша заливная рыба», «красивое», «весь мир насилия» и тому подобное. У нас‚ современных людей, как будто есть коробочка, в которой лежат привычные реакции. Как‚ например, мне вчера написали - «зачем вы пропагандируете «слушание голосов»». Это привычная реакция, не требующая участия сознания.
 
Сознание — гораздо меньшая часть нашей ментальной жизни, чем мы осознаем. Мы большую часть времени действуем неосознанно, а сознательное обдумывание своих мыслей и действий является лишь нарушением этой нормы. Автопилот «выключается» только тогда, когда происходит что—то неожиданное для древнего человека вся жизнь была бы состоянием автопилота — голос-галлюцинация появлялся бы только тогда, когда происходило что-то новое и требовалось «поступить верно». Это как современные верующие, которые постоянно бегают к старцу с вопросами - стоит ли им поклеить обои. Вот только раньше старец сидел в голове и говорил Голосами. Просто мир был намного, намного проще. Как только он начал усложняться, потребовалось что—то иное. Продолжение завтра.
 
Размещено : 09.01.2022 10:49
Поделиться:
Прокрутить наверх